Перейти к основному контенту
Конференции РБК-Татарстан ,  
0 

У кого "застучит" "двигатель прогресса"? Взгляд на рынок рекламы в РТ

Казанский рынок рекламы пережил кризисный 2015 год со спадами, но без трагедий и крушений. Об этом единогласно заявили участники круглого стола РБК-Татарстан «Рекламный рынок Казани: борьба на выживание?».
Фото: rt.rbc.ru
Фото: rt.rbc.ru

«Устойчивая» казанская наружка

Глава управления наружной рекламы и информации исполкома города Ирина Дябилкина сообщила, что в первом полугодии кризисного 2015-го рынок наружной рекламы сократился на 23,4%, во второй половине падение не только остановилось, но и начался небольшой рост. В результате, по итогам года, падение рынка составило 21%. Этот показатель стал наименьшим среди российских миллионников в регионах. По объему рынка столица Татарстана оказалась на 3 месте среди городов РФ (не считая Москвы и Санкт-Петербурга), пропустив вперед Екатеринбург и Новосибирск.

Во втором полугодии 2015-го рынку помогли чемпионат по водным видам спорта и предвыборная кампания. В результате, казанский рынок наружки выстоял, в отличие от других городов, где в прошлом году банкротились компании. Например, в Москве рынок покинули фирмы, выигравшие торги и ставшие единственными подрядчиками на размещение рекламы в метрополитене и на городском транспорте. В Казани с исполкомом не расторгли ни одного договора на право использования рекламных конструкций.

И. Дябилкина: Рынок наружной рекламы Казани совершил скачок в 2013 году, когда поднялась с 9 на 5 место среди регионов России.
И. Дябилкина: Рынок наружной рекламы Казани совершил скачок в 2013 году, когда поднялась с 9 на 5 место среди регионов России.

«Я проходила вместе с рекламным бизнесом кризис в 2008-2009 годах. Если есть проблемы у бизнеса, то есть проблемы с доходами в бюджет города. Если бизнес не в состоянии платить по договорам, то через два месяца мы их расторгаем, начинаем демонтировать конструкции, пытаемся взыскать затраты на демонтаж, неуплату по договорам. У меня до сих пор есть невзысканные долги после кризиса 2007-2008 годов», - рассказала И.Дябилкина, заверив, что прошлый год рекламщикам удалось закрыть без долгов перед бюджетом.

В первую тройку по объему размещения наружной рекламы входят такие сферы, как торговля автомобилями, ритэйл, мобильная связь. Стоимость размещения составляет от 25 тысяч в месяц, однако собственники готовы снижать цену.

От рекламной деятельности в муниципальную казну поступило 82 млн рублей, что на 3,8% превышает план. Однако представитель исполкома пояснила, что две фирмы просто сделали предоплату на 2016 год.

И.Дябилкина напомнила, что рынок наружной рекламы Казани совершил скачок в 2013 году. Столица РТ по его объему поднялась с 9 на 5 место среди регионов России. Интерес рекламодателей стимулировали Универсиада и упорядочивание рынка, когда по итогам состоявшихся торгов снесли все незаконные конструкции. Однако уже в 2014 году рост остановился.

На казанское радио встретило «рациональных» клиентов

Директор филиала «Выбери радио» в Казани Дмитрий Сокол сообщил, что рынок радиорекламы в 2015 году сократился на 16-18%. Сейчас на нем работают около трех десятков радиостанций, и их количество продолжает увеличиваться, и в 2016 году денег на всех не хватит.

Большую часть портфеля клиентов радио, считает топ-менеджер, отныне занимают и будут занимать компании с небольшим чеком за размещение рекламы в 10-20 тысяч рублей. Он рассказал, что ряд крупных клиентов, например, крупные ритэйлеры – MediaMarkt и X5 Retail Group, еще в конце 2014 года ушли в федеральные рекламные блоки, перестав тратить деньги на региональную рекламу. Сократили бюджеты основные категории рекламодателей, для радио это, по словам Д.Сокола, автомобильный бизнес – минус 18%, рынок одежды, аксессуаров и финансовых услуг (минуса - по 36%).

Д.Сокол: Радиостанциям надо разрабатывать новую линейку продуктов, чтобы удовлетворить изменившиеся запросы клиентов
Д.Сокол: "Радиостанциям надо разрабатывать новую линейку продуктов, чтобы удовлетворить изменившиеся запросы клиентов"

Потребительский бум закончился, эксперт предрек, что в 2016-2017 годах будет действовать сберегательная модель поведения.

Рекламодатель стал «рациональным», говорит Сокол, продажи стали экспертными, так, люди теперь отказываются от размещения проплаченных интервью с вип-персонами и других имиджевых продуктов. Он высказал мнение, что радиостанциям надо разрабатывать новую линейку продуктов, чтобы удовлетворить изменившиеся запросы клиентов. Кроме того, клиенты настаивают на снижении цен.

«Очень интересно разговаривать с коллегами из других городов, которые в ужасе рассказывают про скидки в 30%, для нас 50% - это нормально», - заметил он. В течение 2016 года, считает директор филиала «Выбери радио» в Казани, рентабельность бизнеса будет сокращаться, будут увеличиваться бюджеты на маркетинг.

«Клиентам сейчас нужно в одной рекламной кампании получить не только сам радиоролик, но и дополнительные ресурсы, ту же самую наружную рекламу», - сказал Д.Соколов.

Несмотря на негативные тенденции, представитель радиостанции заявил, что к концу года рынок вырастет по сравнению с прошлым годом. «Скорее всего, первое полугодие покажет отрицательную динамику, порядка 8%, но к концу года будет плюс 2,9%, если ситуация не ухудшится, мы будем иметь», - считает рекламный директор радиостанций.

Печать, телевидение и интернет – без существенных спадов

Руководитель коммерческого департамента АО «Татмедиа» Алена Дьяченко отметила, что печатная пресса несмотря на падение рекламных доходов и тиражей остается важнейшим каналом коммуникации с аудиторией в республике.

Снижение курса рубля повлияло на рост издательских затрат, говорит А.Дьяченко. Падение тиражей, закрытие изданий, сокращение полосности и рекламного инвентаря привело к концетрации рекламодателей на страницах выживших. При этом рекламодатели стали требовательнее к качеству рекламного коммуникаций. Редакции, в свою очередь, развивают новые формы подачи рекламного контента, в том числе «нативного», то есть используют редакционные форматы в рекламных целях, что позволяет повысить эффективность рекламных сообщений. Благодаря тренду создания печатными изданиями своих digital-площадок, развивается консолидированный подход в продаже рекламных ресурсов. Т.е. рекламодателям предлагаются комплексные решения его маркетинговых задач. Стратегия кроссплатформенности, по ее словам, помогает печатным изданиям и увеличить свою аудиторию и показывать положительные финансовые результаты.

А.Дьяченко: «Мы перестали жить в кризисе, это наша новая реальность. Мы свыклись с этой мыслью и начали креативить»

 
А.Дьяченко: «Мы перестали жить в кризисе, это наша новая реальность. Мы свыклись с этой мыслью и начали креативить»  

Телевидение, по словам Алены Дьяченко, остается средством массовой информации с наиболее высоким охватом аудитории и самой низкой стоимостью контакта, и, следовательно, продолжает занимать приоритетное место при выборе площадки для рекламной кампании. Несмотря на то, что аудитория ТВ, сокращается на протяжении нескольких лет. Клиентская база в 2015 году, отметила представитель «Татмедиа», претерпела изменения. Значительная часть рекламодателей, используя сделанные телеканалами скидки, позволили себе уйти из региональных в федеральные блоки. Освободившиеся места в региональных блоках заняли новые категории клиентов.

«Серьезный рост по объему размещаемой рекламы в региональном сегменте показала категория «недвижимость», а также растет доля категории «медицинские товары и услуги», - рассказала А.Дьяченко.

Фото: rt.rbc.ru

Генеральный директор федеральной рекламной компании INFINITY PROMO Елена Фудик дополнила, что российский рынок интернет-рекламы в 2015 году вырос на 16% до 14,2 млрд рублей. Большая часть приходится на контекстную рекламу. По словам эксперта, это связано не только с экономической ситуацией в стране, но и с развитием технологий. В Москве ситуация сложнее, чем в субъектах, поэтому большое количество компаний устремились на региональные рынки. На этом уровне также наблюдается "небольшой" спад, который Фудик связала с сокращением оборотов малого и среднего бизнеса. Однако крупный бизнес, по ее словам, активизировался, вкладывая средства в интернет рекламу.

Сколько игроков рынка - столько и мнений

Генеральный директор Krutoy Media (радио «Дача», «Такси FM») Василий Фирсов усомнился в том, что рынок радио-рекламы в Казани упал на 16%. По его словам, этот показатель сократился на 26%. «Наша компания выработала для себя стратегию поддержки российского предпринимателя. Для этого у нас выработано специальное предложение. Мне кажется, нужно решать вопросы кризиса, который зачастую в головах, конкретными действиями», - заявил В.Фирсов.

Представитель рекламного агентства «Концепто» Наталья Хамидуллина, выступая в ходе круглого стола, высказала мнение, что клиенты сейчас экономят бюджеты, требуя от агентств комплексных, эффективных решений, маркетинговых, а не рекламных акций. Она рассказала, что их компания обслуживает крупные торговые центры не только в Казани, но и, например, в Ижевске. «Раньше мы не считали денег, это правда, потому что отрасль только начиналась с 1995 года, все было классно! Сейчас все устанаканилось, на рынке остались экспертные люди, которые могут предложить что-то новое для рекламодателей», - говорит Н.Хамидуллина.

Директор по маркетингу автосалона «Акос» Мария Аверкиева отметила дороговизну наружной рекламы в Казани. «Согласитесь, я за 80 тысяч рублей могу купить два щита, потратив эти же деньги на контекстную рекламу, я смогу привести гораздо больше клиентов. С этим однозначно нужно что-то делать», - говорит М.Аверкиева.

Круглый стол "Рекламный рынок Казани. Борьба на выживание ?"
Татарстан 

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Все новости Татарстан
В РТ могут внедрить господдержку резидентов будущего кластера Wildberries Татарстан, 13:01 
Гражданина Узбекистана арестовали за поддержку теракта в «Крокусе» Общество, 12:58
Какие компании больше всех выиграли от ИИ-безумия — The Economist Pro, 12:55
Несостоявшийся губернатор стал главой Росморречфлота Политика, 12:52
Белорусских маркетологов обвинили в срыве плана по экспорту в Россию Экономика, 12:51
Гашек раскритиковал власти Словакии за играющих в КХЛ хоккеистов Спорт, 12:43
Цены на помещения с арендным бизнесом в Москве выросли на 10% за год Недвижимость, 12:42
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В приложении Райффайзенбанка произошел сбой Финансы, 12:40
Манекен в онлайне: как fashion-ретейлеру кратно повысить продажи Pro, 12:29
Сырский заявил о подготовке резервов для нового наступления Политика, 12:17
«ВТБ Мои Инвестиции» включили в топ-10 акций «Позитив» и «Ростелеком» Инвестиции, 12:17
На «потом» не сдвинут: новостройки, которые сдадут раньше срока РБК и ПИК, 12:11
Дети провалились в болото в центре подмосковного Солнечногорска. Видео Общество, 12:08
Премьер Польши предупредил о предвоенном времени в Европе Политика, 12:06