Центр исламского банкинга Татарстана возродят на базе нового банка
«Поскольку мы пилотный регион по работе с исламским банкингом и исламские финансы являются очень привлекательными ресурсами, я думаю, что назначат какой-то банк и работа продолжится», - сообщила РБК-Татарстан Л. Китайцева.
Среди главных причин отзывал лицензии у казанского отделения Центра исламского банкинга (ЦИБ) эксперты называют «цепную реакцию», которая сработала после рухнувшего Татфондбанка. Он же потянул за собой и все остальные аффилированные кредитные организации, в том числе и Татогропромбанк.
«Это был неизбежный процесс, так как денег на поддержание нормального функционирования ЦИБ уже найти было невозможно. Важно понимать, что, скорее всего в ЦИБ догадывались о грядущем отзыве лицензии, но отчаянно пытались это не признавать, заявляя, что после отзыва лицензии у ТФБ, сейчас ЦИБ находится в поисках финансово здоровых банков. Также для успокоения клиентов было сказано, что предприниматели мусульмане не потеряют своих денег, так как все они либо были на счетах Татагропромбанка, либо переведены туда в срочном порядке до наступления коллапса», - считает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.
Таким образом, по мнению эксперта, ситуация, в которую в общем потоке попал и Центр исламского банкинга может значительно подорвать доверие со стороны Востока к прежним обещаниям коллег из Татарстана. Особенно, если учесть тот факт, что исламский банкинг - это старейшее в мире направление, а его участники привыкли к честным и прозрачным отношениям.
Кроме того, все, что сейчас происходит в банковском секторе республики, это ни что иное, как банковский кризис, - считает собеседник. «Отрицать то, что в регионе происходит ни что иное, как масштабный банковский кризис - все равно, что быть уверенным в существовании лекарства от всех болезней. В ближайшей перспективе ничего хорошего здесь прогнозировать нельзя. Вкладчики пытаются добиться справедливости и имеют на это полное право, правительство из центра вряд ли будет спорить с ними по этому поводу. Однако вот реальных денег из них вряд ли кто в результате увидит, так как денег у правительства уже нет, а АСВ полностью все возместить не в состоянии», - уточнил также К. Яковенко.
В свою очередь, генеральный директор МФК «Манни Фанни» Александр Шустов считает, что ключевым вопросом последствий остановки работы Центра Исламского Банкинга в Казани будет то, чьи деньги «зависли» в этой системе, и сколько.
«Ранее в СМИ были сообщения, что клиенты успели вывести свои деньги до того, как у головной организации, Татагропромбанка, начались трудности. Если это так, то удастся избежать главной угрозы - роста протестной активности в регионе, которая из-за падения Татфондбанка и так уже очень высока, и любой мельчайший инцидент может перерасти в настоящие гражданские выступления, не несущие никакой созидательной направленности», - пояснил собеседник.
Кроме того, по мнению А. Шустова, исламский банкинг вряд ли сможет выиграть конкуренцию с классическими банками с точки зрения капиталистической модели экономики, потому что выгоды от его использования (вместо выплаты процентов заемщиком, банк участвует в капитале заемщика) неочевидны и их сложно рекламировать и донести ценность до потенциальных клиентов. С другой стороны, исламскому банкингу, как считает эксперт, дан зеленый свет в виде Дорожной карты развития от ЦБ РФ