Госсовет РТ выступил против закона о "единых базовых учебниках"
Законопроект, инициаторами которого выступили депутаты Госдумы Ирина Яровая и Вячеслав Никонов, предусматривает введение «базового содержания» учебных предметов, «базовые учебники» и обязательные часы по четырем предметам. В нем предлагается формировать содержание общего образования на федеральном уровне без учета мнения регионов и отдельных школ. «Сейчас получается, что учебные заведения вынуждены писать образовательную программу, подстраивая ее под учебник. В отсутствие единого обязательного документа, устанавливающего базовое содержание учебных предметов, 52 тысячи российских школ создали 52 тысячи различных программ», - пояснила свой законопроект Яровая (цитата РБК).
В Татарстане настаивают, что введение единых обязательных стандартов ограничит право выбора методики преподавания для учителей. «Законопроект налагает суровые ограничения на свободу и самостоятельность образовательной организации, права педагогических работников и обучающихся, нарушая один из предусмотренных Конституцией России базовых принципов в сфере образования – свободу преподавания», - заявил на заседании парламента 8 июля глава госкомитета по образованию Разиль Валеев. На этом же заседании проект отклонили единогласно.
Депутата особо обеспокоили положения законопроекта, направленные, по его словам, "на минимизацию самостоятельности субъектов РФ в части развития этнокультурного образования". Самостоятельность субъектов в части развития национального образования подразумевает, что регионы могут корректировать учебники и программу с учетом национального языка и культуры. Примерную образовательную программу сначала обсуждают на федеральном уровне, затем она проходит экспертизу в регионах, а в итоге каждая школа принимает свой вариант.
«В России изучают 59 родных языков, кто будет разрабатывать базовые принципы их изучения: федеральный центр или регион? В законопроекте должно быть четко прописано право субъекта российской федерации разрабатывать базовые содержания образования по родным языкам, литературе», - заявил Валеев. По его словам, законопроект не гарантирует возможности «полноценного изучения» государственных языков: сроки обучения предметов могут сформировать за счет сокращения часов родного языка и литературы.
С ним согласна и депутат, по совместительству директор казанской гимназии Ирина Бакова. На последнем заседании профильного комитета 30 июня она заявила, что школа не может готовить учеников по единому учебнику, поскольку в одной книге не может уместиться вся необходимая для подготовки к ЕГЭ информация. «Сейчас перейти на одного автора практически невозможно, потому что на сегодняшний день нет такого учебника, который устраивал бы всех педагогов», - утверждает Бакова. Она привела в пример учебник Петерсона по математике, который убрали из федерального перечня в прошлом году. По ее мнению, учебник развивал логику и мышление в особом ключе, и детям было тяжело перестроиться на другого автора.
«Я считаю, что нужно бить в колокола, потому что это (предлагаемый законопроект) работу не облегчит», - резюмировала Бакова. Она упомянула и тот факт, что школы должны будут потратить "большие деньги" на обновление учебной литературы по новым стандартам.
После заседания председатель госсовета Фарид Мухаметшин рассказал журналистам, что пообщался с Ириной Яровой и договорился о том, что в Татарстан приедут московские эксперты для более подробного анализа законопроекта с местными депутатами. «Мы считаем, что нужно провести дополнительные переговоры, консультации с разработчиками. В ближайшее время по моему приглашению к нам прибудут специалисты этих комитетов, которым мы эти аргументы будет выставлять», - пообещал он.