Создаваемый в РТ мебельный кластер рассчитывает снизить себестоимость продукции на 30-40%
Около 20 малых и средних производителей мебели РТ подали заявки на вступление в кластер, который планируется сформировать к концу 2015 года, рассказал РБК-Татарстан руководитель Камского центра кластерного развития Ленар Ахметов. Большинство из них входят в ассоциацию мебельной и деревообрабатывающей промышленности Закамья. «Мы не будем ограничивать конкуренцию и пытаться сделать картель, который будет всем заправлять. Но есть ряд вопросов и проблем, которые носят общий характер (проблема с кадрами, сырьем) и кластер должен помочь в кооперационных связях в решении этих проблем», - объяснил Ахметов.
Основной предпосылкой создания мебельного кластера в первую очередь стало появление в ОЭЗ «Алабуга» турецкого завода по обработке древесины и производству изделий из дерева Kastamonu Entegre. С сентября 2014 года он поставляет на российский рынок ламинат, МДФ, ДСП и ОСП, занимая крупные доли рынка: по МДФ, к примеру, около пятой части. Участники кластера надеются договориться с поставщиком о закупках плит на 30-40% дешевле.
Выяснить, готов ли сам Kastamonu идти кластеру навстречу РБК-Татарстан не удалось: руководитель отдела региональных продаж Kastamonu Александр Бабкин лишь сообщил, что при оптовых закупках мебельщики могут сэкономить порядка 6%. О переговорах с мебельщиками Татарстана ему ничего не известно.
«Конечно, хочется приобретать материал большим оптом и дешевле. Не могу сказать, что за счет этого увеличится объем заказов, но можно будет рассчитывать на взаимопомощь», - считает генеральный директор ООО «Мириада» (производит корпусную мебель для дома и офисных помещений) Ольга Зарифуллина. Также гендиректор челнинской мебельной фабрики, подавшей заявку на вступление в кластер, рассчитывает на упрощение схемы участия в госзакупках. «Мы раньше работали по госзаказам, но в таком виде, в каком они сейчас есть, они просто не нужны. Хотим видеть в упрощенном виде», - говорит Зарифуллина.
Кроме того, кластер хочет увеличить продажи мебельщиков при помощи «зонтичного» бренда «Мебель Татарстана», который можно разрекламировать по России. «Все знают, например, белорусскую мебель и это, действительно, становится неким брендом», - утверждает Ахметов.
Само создание бренда - дело нетрудное: стоимость его регистрации составляет около 200 тыс. рублей. Однако нужно согласие как минимум нескольких участников, а пока к этому готовы не все. «Что такое "мебель Татарстана"? Всё равно что сказать: это автомобили России. Это скорее минус, чем плюс. Это патриотично внутри Татарстана, но за его пределами не могу сказать что это сильный маркетинг», - сказал РБК-Татарстан замдиректора по развитию ООО «Синтекс-2» Максим Сперанский. ("Синтекс-2", производящий мебель для офиса, учебных заведений и медицинских учреждений, уже подал заявку на вступление в мебельный кластер.) По мнению Сперанского, у мебельщиков Татарстана нет никакой истории, а зависимость компании от зонтичного бренда может сыграть с ней злую шутку. «Я не хочу быть причастным к истории с минусовым балансом», - подытоживает Сперанский.
Поддержка профсообщества придется для отрасли кстати: из-за кризиса продажи мебели в Татарстане с начала года сократились примерно на 40%. Себестоимость продукции выросла минимум на 30% за счет повышения курса доллара, так как некоторые комплектующие все-таки приходится закупать за границей, объяснила РБК-Татарстан начальник отдела сбыта мебели Поволжского фанерно-мебельного комбината Людмила Когогина.
По данным Татстата, в республике существует порядка 300 мебельных предприятий. Данные "Открытого Татарстана" говорят, что в 1 квартале отрасль обработки древесины и производства изделий из дерева в объемах производства упала на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В январе-апреле татарстанские переработчики леса отгрузили товаров на 2,6 млрд рублей.
Елена Никонова