Татарстан внедрит стандарты халяль в интернете
В переводе с арабского языка «халяль» – «разрешенный». Но сегодня сфера халяль - это не просто разрешенная для мусульман пища, как принято считать, а быстрорастущая индустрия, которая гарантирует безопасность, чистоту и полезность услуг и товаров для здоровья человека и отсутствия в них неприемлемых, для мусульман консервантов и добавок. Продукция с маркировкой «халяль» во всем мире воспринимается как натуральная, органическая и качественная.
Помимо традиционных мясомолочных продуктов, в сферу халяль Татарстана входят предприятия пищевой и легкой промышленности, банкинга и образования, а стандарты ислама внедряются на производствах парфюмерной продукции и косметики, фармакологии и медицинских услуг. Индустрия постепенно входит в список приоритетных направлений развития экономики республики, по этой причине, также активно развивается и сфера контроля в этой области.
«Халяль это образ жизни. С того момента, как человек проснулся, он начинает следить за собственной чистотой», - рассказывает «РБК-Татарстан» руководитель одного из главных проверяющих органов региона - комитета по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ Марат Низамов.
По словам эксперта в скором времени отрасль ждет много открытий в сфере инноваций. Есть продукция, которая на 100% отвечает стандарту халяль, есть и 100% запретная, но между ними множество товаров и услуг, нуждающихся в сертификации для полного отвержения или принятия.
«В процессе изучения возможного применения стандартов халяль выявляются много моментов. К примеру, есть ингредиенты, которые непозволительны в зубной пасте. И халяльный продукт для полости рта уже появился. Сейчас мы осваиваем все новые виды сертификации. Будем сайты делать сертифицированные в Интернете, чтобы люди без всякого мусора могли пользоваться сетью, работать и получать информацию. Даже it-технологии заявляются со своими проектами. Когда внедряется корове чип с информацией необходимой по исламу», - добавил эксперт.
В инновационные планы комитета входит создание специального поисковика отбирающего исключительно полезные, безопасные и познавательные сайты. А it-проект с чипом у телят именуемый «электронные стада» позволит покупателю в магазине узнать через свой смартфон всю историю происхождения мяса: откуда оно, как выращивалось, что животное ело и каким образом было забито.
«Мы все делаем, как положено, вручную забиваем скотину, на производстве работают соблюдающие мусульмане, а не просто этнический татарин или таджик. Они совершают 5-ти кратный намаз, именно эти люди и должны это делать. Вообще, если это халяль, то он должен быть настоящим», - рассказывает руководитель Самарской компании «Халяль Трейд», торгующей продуктами питания Анас Сарваров.
Организация в добровольном порядке прошла сертификацию сразу в нескольких Комитетах и с контролем качества, по словам директора, у них на производствах проблем не возникает.
«Мы все проблемы решили тем, что делаем, как положено, поэтому их нет. Для нас халяль - это единственно возможное направление изначально. Поэтому мы даже не выбирали в этом смысле и у нас несколько сертификатов. Мы изначально сертифицировались в комитете халяль Самарской области, а потом решили дополнительно, федеральный сертификат получить (общероссийского значения) и мы выбрали татарстанский комитет», - рассказывает Анас Сарваров.
По его словам «Халяль трейд» - это партнер комитетов, который призывает другие предприятия к открытости, чтобы они организовывали экскурсии у себя. Потому, что будь то колбаса или любой другой продукт со знаком «халяль», это еще не 100% гарантия того, что продукт в действительности имеет заявленные свойства. Особенно в наше время, когда цинично подделываются даже жизненно необходимые лекарства.
«Вы удивитесь, но у нас, поэтому красная упаковка для цыплят бройлера. Нестандартный вид поможет всегда найти ее на прилавке среди зеленых продуктов, которые можно сказать у всех производителей сейчас и люди берут то, что им попадается, к тому же клиенты спрашивают: «А почему она у вас не зеленая и где написано халяль?», - рассказал о маркетинговом ходе с халяльным подтекстом, который работает сразу в двух направлениях, Сарваров.
«Такие факты, к сожалению, есть, используют наш знак постоянно. Возможно, что через маркировку халяль, кто-то гонится за престижем. Только на днях в «Агропромпарке» на инспекции обнаружили, что используют знак неправомерно. Производители в свое оправдание обычно говорят, что нашли изображение в сети интернет и не знали, что нужно разрешение получать и проходить процедуру сертификации на предприятии. В основном это мелкие пельменьщики или производители кондитерских изделий, а крупные предприятия они этим не занимаются», - сообщил Марат Низамов.
Ситуация с подделками представляется ему неудивительной, поскольку эту продукцию уже можно назвать престижной, и не только в среде мусульман. Об этом говорит возросший спрос на продукцию. Кроме того, реальные халяль товары могут быть подороже, потому что возникают дополнительные затраты у предприятий, по содержанию скота, исключению дешевых ингредиентов, увеличению затрат на зарплаты забойщиков, которые режут в разы медленнее, чем механический нож.
«На мой взгляд, самая большая проблема, с которой сталкиваются производители это подделка и злоупотребление конфессиональных товаров и услуг «Халяль». Все мы знаем то, что живем в России, и все хотят быстро и много заработать и иногда получается написано одно, а по факту совсем другое. Считаю, что данную сферу нужно контролировать и регулировать на законодательном уровне»,- говорит экономист Риналь Шигабутдинов.
Товары со знаком халяль, первые кафе с такой надписью, гастрономы без спиртного, бутики, где представлены самые разные наряды – хиджабы для девушек и исламские ателье, где можно заказать одежду в стиле «Muslim» в России появились совсем недавно. Но татарстанскому комитету Халяль в этом смысле удалось преуспеть. Организация появилась на этом рынке в числе первых в 2005 году, а в 2009 году была зарегистрирована система сертификации халяль в Росстандарте, которая уже законодательно закрепила стандарты. Сейчас контроллеры комитета инспектируют около сотни производителей по России.
«Этим традициям в Татарстане более 1000 лет. Поэтому халяль он был всегда, только на бытовом уровне, а сейчас, в связи с глобализацией всех мировых процессов, индустрия стала необходима. Сейчас чтобы человек понимал, что он ест, нужен сертификат, о том, что продукт соответствует заявленным свойствам. Халяль это тот уровень ответственности, который не должен опускаться. Поэтому у нас достаточно жесткие требования именно к процедуре сертификации и к самой продукции. Без ложной скромности скажу, это большой труд марку сейчас держать и оправдывать доверие потребителей. И именно большая доля ответственности, о которой мы заявляем, открывает нам огромные, в том числе и экспортные перспективы», - заявил о внешне-экономических амбициях местных производителей председатель Комитета халяль Татарстана.
Опираясь на цифры, которые дают сертифицирующие органы, вклад халяль-индустрии в ВВП страны составляет порядка 1,5%. Это очень серьезные суммы, поэтому республиканские власти ставят задачи в рамках продвижения и защиты интересов производителей выводить эту индустрию на все необходимые уровни, чтобы сфера халяль в целом была включена во все программы и рассматривалась в целом, как отдельное направление и как катализатор развития отношений с мусульманским миром.