Энергетика Татарстана потянулась к солнцу
Солнце для дачников
В Татарстане одним из предприятий, занимающихся производством солнечных панелей, является компаний «Луна1». Компания принадлежит бизнесмену Фанилю Баймухаметову. Уволившись с нефтеперерабатывающего завода, он занялся производством солнечных батарей, способных работать как на большую мощность, так и для подзарядки сотовых телефонов. По словам предпринимателя, в Татарстане активно развивается рынок решений на базе солнечных элементов для городской инфраструктуры. В Казани, к примеру, реализован проект по освещению с помощью солнечных элементов. Однако, пока это единичные проекты, массовым спросом техника для альтернативной энергетики не пользуется. Компания производит панели, которые устанавливают на автомобили, чтобы пользоваться бытовой техникой в авто на стоянках во время путешествий. Солнечными панелями также очень интересуются фермеры и дачники.
Как считает Баймухаметов, инициатива развития альтернативной энергетики Татарстана и популяризации экологичного вида энергии должна исходить от властей. Этим вопросом необходимо заниматься Министерству экологии республики и ведомствам, отвечающим за энергетический комплекс в Татарстане. «Самый простой способ использования таких панелей – это размещение их на крышах ангаров, промышленных зданий. Здесь панели могли бы работать на то, чтобы освещать это здание. Люди бы поняли, насколько использование солнечной энергии выгодно. От государства нужна инициатива по проектированию автодорог с такими солнечными панелями. Когда само полотно принимает солнечную энергию и затем, на заправочных станциях, ее получают автомобили, которые, в свою очередь, работают от солнечной энергии», - считает Баймухаметов. Кстати, сейчас подобную технологию использует компания Tesla. На заправочной станции электрокаров можно получить бесплатную зарядку. Электростанция же получает энергию с собственных крыш, где установлены солнечные панели.
По словам бизнесмена, альтернативные источники энергии важны для сохранения экологии, так как автотранспорт загрязняет окружающую среду городов. В связи с этим возникает необходимость перехода на электродвигатели, которые могли бы подпитываться от солнечной энергии с дорожного полотна. На производство электрокаров переключаются мировые производители автомобилей – BMW, Volvo, Nissan и другие.
«Главная проблема – это выхлопные газы, которые создают так называемый фотохимический смог. Это смесь выхлопных газов, энергетических выбросов котельных ТЭЦ, газовых станций, которые под лучами создают реакционную смесь, которая, помимо всего прочего, очень канцерогенна», - уточнил Баймухаметов.
В данный момент компания Фаниля Баймухаметова работает над очередной инновацией в сегменте альтернативной энергетики – ученые создают краску-солнечную батарею. То есть эта краска, нанесенная на любую поверхность, станет одновременно и приемником солнечной энергии и ее трансформатором в энергию для любых устройств. После первых опытов решено продолжить научные исследования, чтобы повысить КДП краски, сообщил Баймухаметов. В мире подобные технологии разрабатываются всего в трех странах – Франции, Швейцарии и Канаде.
Срок окупаемости переоборудованного здания, которое самостоятельно генерирует для себя энергию – около пяти лет, пояснил Баймухаметов. Конкретные сроки зависят от площади здания и его энергопотребления.
В тисках энерготарифов
Как сообщили РБК-Татарстан в компании «Хевел», которая выпускает солнечные модули для регионов РФ, годовой уровень солнечной активности в Татарстане составляет порядка 2,5-3 кВт/ч на квадратный метр в день. Такой же уровень солнечной активности характерен для всей центральной части России, включая Москву. В некоторых районах республики инсоляция может достигать 4 кВт/ч, что очень неплохо по российским меркам. По словам завкафедрой энергообеспечения предприятий и энергоресурсосберегающих технологий КГЭУ Владимира Ильина, развитию солнечной энергетики в Татарстане мешают низкие тарифы на традиционные энергоносители. «Пока альтернативная энергетика не актуальна, так как у нас есть дешевый газ в достаточно большом количестве. В перспективе, если мы не будем развивать эти виды энергий, то мы можем остаться позади лидеров мирового энергетического рынка. В стране уже сейчас нужно изучать технологии новой энергетики, чтобы в будущем они могли конкурировать на мировом рынке», - сказал Ильин.
В университете есть кафедра возобновляемых источников энергии, где и готовят подобных специалистов. Однако, пока стоимость технологий по переоборудованию не снизится, либо государство не начнет субсидировать предприятия, переходящие на возобновляемые источники энергии, в обществе массового использования солнечных панелей не будет, заметил он.
«В Австрии, где я общался со специалистами в этой отрасли, мне рассказали, что за установку на своих предприятиях или в домах солнечных панелей, компании и граждане получают от государства субсидии. Кроме того, излишек энергии, который образуется при накоплении солнечной энергии сбрасывают в сеть. И сеть покупает у них эту энергию. Частное лицо становится генерирующей компанией. И люди получают за это деньги. В стране создаются такие условия, что люди видят, что переход на такие виды энергии, выгоден», - рассказал Владимир Ильин.
С ученым согласны аналитики компании «Хевел». Как следует из материалов исследования, в мире возобновляемая энергетика показывает высокий рост. В Китае, только за первое полугодие 2017 года введено в эксплуатацию 16 ГВт солнечных электростанций. До 2024 года в России планируется построить и ввести в эксплуатацию более 1,7 ГВт объектов солнечной генерации. Из них группа компаний «Хевел» планирует реализовать порядка 1 ГВт проектов.
В стране также готовится принятие закона, позволяющего частным домохозяйства продавать излишки электроэнергии из возобновляемых источников энергии в сеть. Эксперты ожидают в таких условиях роста сегмента частной «крышной» генерации составит порядка 15% в год. Сегодня весь рынок «домашней» солнечной энергетики составляет порядка 10 МВт в год, но солнечный потенциал в России намного выше.
«Новые технологии в возобновляемой энергетике появляются каждые 2-3 месяца, а наиболее успешные из них внедряются в серийное производство в течение года. России очень важно не остаться за бортом этого процесса – у нас для этого есть и технологический, и климатический потенциал», - отметили в группе компаний.