Статус ТОР, как статус-кво: что ожидает бизнес Набережных Челнов
Председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев заявил РБК-Татарстан, что, создав первую в РФ территорию социально-экономического развития, правительство страны «перешло от слов к делу».
«Проблема моногородов актуальна для всей России, в них проживает более 15 млн человек. В республике когда-то получилась особая экономическая зона «Алабуга», получится и ТОР. Кипучая энергия сейчас в Набережных Челнах - люди хотят жить хорошо, а точки приложения этой энергии не было, все было связано с «Камазом», - сказал Ш.Агеев.
По его словам, было бы хорошо, если бы резиденты ТОР смогли воспользоваться соглашением с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, которое власти Татарстана подписали 29 января, а также другим программам поддержки бизнеса. Напомним, глава корпорации Александр Браверман заявил, что корпорация будет контролировать допуск МСБ к закупкам. Кроме того, москвичи обещали допустить татарстанский малый и средний бизнес к финансовым ресурсам по льготной программе – кредитам под 10-11% максимум.
«Все должно сработать. Население, которому нужно жить, платить долги, простаивает. Это нормальный стимул», - заявил Шамиль Агеев.
Глава Ассоциации машиностроителей и Агентства по привлечению инвестиций Набережных Челнов Сергей Майоров в беседе с РБК-Татарстан выразил уверенность, что статус ТОР поможет городу диверсифицировать экономику. При этом импульс к развитию получит малый и средний бизнес.
«Если льготы ТОР и особой экономической зоны сравнимы друг с другом, то минимальный порог инвестирования в проект по режиму ОЭЗ составляет 3 млн евро, в режиме территории опережающего развития - 5 млн рублей в год в течение 10 лет. Это открывает возможности для МСБ», - отметил он.
В Набережных Челнах ждут, что в течение ближайшего месяца власти РТ примут все необходимые документы, и уже в марте начнется прием заявок от желающих стать резидентами ТОР. В настоящее время, говорит С.Майоров, есть несколько десятков претендентов, готовых предложить свои проекты, среди которых есть пищевое производство, услуги, машиностроение и другие. Но в первую очередь, в городе ожидают прихода производителей автокомпонентов.
«Может, не все знают, что у нас производятся Mercedes, два завода Ford – один в Челнах, один в «Алабуге», в прошлом году Ford открыл завод по двигателям - тоже автомобилестроение, CNH производит комбайны. Смотрите, какой спектр! Сам Бог велел у нас производить автокомпоненты», - заявил Сергей Майоров. Якорным покупателем может стать тот же «Камаз», рассуждает эксперт, однако поставки можно будет организовать на автозаводы в Тольятти, Ижевске, Нижнем Новгороде, Ленинградскую и Калужскую области.
«Это позволит высвободить некие средства на ускоренное оснащение предприятий современным оборудованием. Мы сильно на это рассчитываем», - сказал Сергей Майоров.
Директор казанского филиала финансовой компании «БКС Премьер» Руслан Фатыхов в беседе с РБК-Татарстан высказал мнение, что статус территории опережающего развития для Набережных, безусловно, дает городу хороший шанс для диверсификации экономики и создания сотен новых рабочих мест, не связанных с градообразующим автогигантом. «От деятельности «Камаза» в настоящее время в той или иной мере зависит до 120 тыс. человек, то есть почти каждый четвертый в городе», - напомнил он.
При этом эксперт подчеркнул, что быстрого развития ТОР в текущих экономических условиях никто гарантировать не может. Однако льготные условия ведения бизнеса могут привлечь инвестиционные проекты, связанные с пищевой промышленностью, производством строительных материалов и другими. Р.Фатыхов прогнозировал, что в ближайшие год-два эти проекты могут дать городу до 15-20 тыс. новых рабочих мест.
Вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Азат Газизов заметил, что проект по созданию территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах РФ вызывал и вызывает немало споров. Есть как противники, так и сторонники. Однако все зависит от того, смогут ли власти Набережных Челнов воспользоваться этим инструментом и превратить ТОР в катализатор для развития МСБ.
«Команда Наиля Магдеева показала, что работает с малым и среднем бизнесом, во всяком случае выражает такое желание. Экономическая ситуация подталкивает к тому, что нужно искать новые драйверы для развития экономики в тот момент, когда исчерпаны прежние», - считает Азат Халилов.
Финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин заявил РБК-Татарстан, что создание ТОР позволит «несколько активизировать процессы диверсификации экономики» Набережных Челнов и, следовательно, будет способствовать снижению системных рисков для всего региона.
«Дело в том, что территория опережающего развития обычно ориентирована на новый бизнес ( уже действующий не сможет попасть в ТОР), который обязуется совершать значительные инвестиции и активно создать рабочие места. Тем не менее, как показывает и российская и американская практика, например, Детройта, исключительно диверсификацией нельзя полностью решить проблемы моногородов», - заявил Т.Нигматуллин.
Напомним, что постановление о присвоении Набережным Челнам статуса ТОР на 10 лет премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал 28 января 2016 года. Для предприятий-резидентов предусмотрено «серьезное льготирование» по федеральным и республиканским налогам и страховым взносам.
Инвестиционные проекты резидентов ТОР не должны быть связаны с деятельностью градообразующего предприятия и любой другой, в которой заняты более 20% от численности населения моногорода. Кроме того, резиденты ТОР не должны заниматься добычей сырой нефти и природного газа, производством нефтепродуктов, оптовой и розничной торговлей, лесозаготовкой, операциями с недвижимым имуществом. Нельзя заниматься и производством подакцизных товаров, за исключением автомобилей и мотоциклов.
Минимальный объем капитальных вложений для одного резидента составит 50 млн рублей: по 5 млн в год. Предприятие должно создать не менее 30 новых рабочих мест, в том числе 20 - в течение первого года.