Речной простор: Татарстану обещали турзону с мариной для яхт за ₽16 млрд
Первый заместитель АО «Корпорация «Туризм.РФ» Денис Секачев сообщил журналистам, что проект «Туристическая территория «Лаишево» будет реализован на площади 72,9 гектаров. Предполагается строительство гостиниц категории 4 (один отель на 120 номеров) и 3 звезды либо апарт-отелей, общей вместимостью 1 250 номеров. Запланировано возведение коммерческой недвижимости для торговли и общепита. Также появится маяк и павильон для проведения мероприятий. Протяженность променада составит более 5 км. Будет оборудован пляж.
Одним из инфраструктурных объектов станет акватермальный курорт. Он будет включать аквапарк, открытые и закрытые бассейны, бани и так далее. Планируется, что его смогут посещать 1-1,2 тыс. человек.
В целом, туристам предложат более 40 различных рекреационных и развлекательных сервисов, в том числе катание на снегоходах зимой и на лошадях летом. Туристический поток, по прогнозу, Секачева, составит 620 тыс. человек в год.
Лаишевская марина
Центром туристического объекта будет марина, рассчитанная для стоянки более 300 судов в летнее время и хранение свыше 500 яхт зимой. Кроме того, пристань сможет принимать большие теплоходы, на которых выполняются речные круизы. Также будут организованы центры сервисного обслуживания судов, построены заправки и так далее. Марина будет доступна для всесезонного отдыха туристов.
«Сейчас активно разрабатывается проект «Волжского пути», в рамках которого в стране должны создаваться новые марины. И мы видим, что Лаишево – это, так сказать, центр вселенной, центр Волги. Будет очень удобно сесть на теплоход в Санкт-Петербурге, доехать до Лаишево и уехать в любую точку страны. Либо, наоборот, приехать в Лаишево, отдохнуть и поехать в Петербург или на юг нашей страны», — сказал представитель «Корпорация «Туризм.РФ».
В Татарстане, по его словам, насчитывается более 2 тыс. моторных лодок, в год их количество, прогнозировал Секачев, будет увеличиваться на 15%. Существующие ангары заполнены. А 80% объектов хранения не обеспечены инженерными коммуникациями (водоснабжением, электричеством и так далее), инфраструктурой для зимнего хранения и сервисного обслуживания.
«Мы понимаем, что яхтенная марина очень востребована. И мы с ее появлением сможем принимать большие круизные суда. Также у нас смогут стоять на воде более 300 единиц лодок различного размера и 500 единиц смогут хранится в теплых ангарах зимой. Причем, мы планируем территорию таким образом, если мест для хранения не будет хватать, а их точно не будет хватать, нам есть, куда развиваться, и количество мест для хранения лодок и яхт можно будет увеличить», — сказал Секачев.
Помимо этого, рассказал он, с властями региона обсуждается проект открытия детской яхтенной школы, где смогут заниматься 100-200 детей, возрастом от 6 лет. Также марина будет принимать спортивные мероприятия для яхтсменов.
«Проект «Великий Волжский путь» включает несколько составляющих. Это памятники истории в культуры, а также объекты инфраструктуры. Для перемещения по этому пути по реке на круизных теплоходах и моторных, парусных судах проект «Лаишево» будет одним из ключевых. У нас есть судозаходы в Казань, Великий Болгар, Свияжск, но они предназначены для 2-х, 3-х и 4-палубных теплоходов. Для маломерного флота, яхты 10-15 м, современной инфраструктуры на Волге практически нет. Данный проект станет точкой старта для таких судов. В перспективе предполагается к нам будут прилетать люди, хранить здесь свои суда в течение сезона и стартовать вверх или вниз по Волге», — высказался глава Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов.
Инвестиционные лоты
Общий объем инвестиций, по словам Секачева, составит 16,1 млрд рублей. Из них 11,4 млрд руб. вложат частные инвесторы и корпорация «Туризм.РФ», бюджетное финансирование запланировано в объеме 4,7 млрд, софинансирование из казны Татарстана составит 0,89 млрд.
Государственные средства, сообщил Секачев, предназначены для строительства транспортной инфраструктуры, газо- и водонабжение, канализацию и постройку марины. Отвечая на вопросы РБК Татарстан, Секачев уточнил, что данные объекты будут строиться в первую очередь. Параллельно будет вестись проектирование средств размещения, коммерческой недвижимости, которая позволит привлечь малый и средний бизнес.
«Строительство марины, берегоукрепление – эти сложные, тяжелые работы полностью возьмет на себя государство. А, например, кран, эллинг, яхтенный клуб – объекты сервиса – будут возводиться за счет инвесторов», — пояснил Секачев.
На данный момент корпорацией сформировано 9 инвестиционных лотов, включающих строительство отелей, домов на воде, яхтенной инфраструктуры, парковок, центральной площади и так далее. Секачев отметил, что количество лотов может увеличится в соответствии с активностью инвесторов. «На данный момент у нас есть ряд переговоров с инвесторами. В первую очередь, мы отдаем предпочтение инвесторам из Татарстана. Пока не буду называть конкретные компании, пока не подписаны договоры», — сказал Секачев.
По его словам, в корпорации планируют, что верхний порог окупаемости составит 10 лет, над нижним «будут работать». Однако на практике, заявил Секачев, вложения могут окупиться, минимум, за 7 лет.
«Мы практически всегда исходим из модели, что 70% – это кредитные средства под льготный процент, 30% – это собственные средства инвесторов. Если инвестор хочет, то корпорация «Туризм.РФ» может помочь зайти на лот с долей до 49%, это определяет инвестор. Мы можем зайти с деньгами и предоставить инвестору серьезное плечо для осуществления этого проекта. После ввода объектов в эксплуатацию инвестор может выкупить нашу долю», — сказал Секачев.
Экономический эффект, по его словам, составит 20 млрд рублей налоговых отчислений за 20 лет, из которых 9 млрд поступит в бюджет региона. Будет создано 2 тыс. новых рабочих мест.
Квартирный вопрос
Глава Госкомитета по туризму Сергей Иванов сообщил, что с руководством Лаишевского района РТ прорабатывают вопрос выделения земли для строительства соципотечного жилья для работников туристического комплекса. «Конечно, мы рассчитываем, что, в первую очередь, работниками туристического кластера станут жители района. Плюс небольшое плечо от Казани позволяет нам рассчитывать на жителей города. И, конечно, часть работников будут проживать на территории туристической зоны. И в рамках строительства гостиничных объектов будет создан дополнительный жилой фонд для работников», — сказал Иванов.
Руководитель Агентства инвестразвития РТ Талия Минуллина отметила высокие темпы ввода жилья в Лаишевском районе. По ее словам, муниципальное образование нуждается в создании новых рабочих мест. «Объем ввода жилья в Лаишевском районе превышает темпы создания рабочих мест, их нужно создавать», — сказала она, добавив, что проект туристической зоны будет способствовать решению данной задачи.
Проект рассчитан до 2030 года. Курорт «под ключ» планируется запустить в I квартале 2027 года. В сентябре 2023 года корпорация «Туризм.РФ» планирует утвердить матер-план туристической территории на совете директоров. В текущем году, по словам Секачева, планируется начать проектирование, которое будет завершено в 2024-м. Объем финансирования проектных работ марины, систем водоснабжения и водоотведения, по словам Секачева, оценивается в 210 млн руб. Средства выделит федеральный минстрой, также возможно региональное участие, если объект будет проектировать республика.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан