"Камаз" добрался до Европы через литовский завод
ОАО «Камаз» начинает экспансию в страны Евросоюза, где практически не продавал грузовики с 2000-х годов. Литовская компания «Аутобаги», занимающаяся по контракту с «Камазом» сборкой грузовиков с двигателями «Евро-5», продала первую партию автомобилей и рассчитывает увеличить мощности до 1,5 тысяч машин ежегодно. В компании ожидают, что «Камазы» будут успешно конкурировать на европейском рынке – они на 10-20% дешевле западных аналогов.
Первые восемь грузовых автомобилей «Камаз», выпущенных в литовском Рокишкисе, купили заказчики из Польши, сообщает пресс-служба «Камаза» со ссылкой на директора «Аутобаги» Гедрюса Диктанаса. Покупателей удовлетворило качество грузовиков, и она намерены продолжать закупки, говорится в сообщении пресс-службы. К концу года литовцы планируют поставить на европейский рынок 80 «Камазов». В 2014 году «Аутобаги» намерена увеличить производство до 490 грузовиков, а в перспективе – до 1,5 тысяч машин ежегодно.
«Аутобаги» собирает «Камазы» на базе российских шасси и СКД в городе Рокишкис с начала 2013 года. На эти машины - впервые для продукции под брендом «Камаза» - устанавливаются двигатели экологического стандарта «Евро-5», разработанные в Великобритании компанией Ricardo. Благодаря этому "Камазу" открыт путь на дороги стран-членов Евросоюза, подчеркивает Гедрюс Диктанас. По его словам, к собранным в Литве российским грузовикам проявляют интерес партнёры из Словакии, которые планируют покупать до 40 «Камазов» в год, а также предприниматели из Бельгии, Латвии, Чехии и Эстонии.
Сейчас «Камаз» экспортирует автомобили более чем в 80 стран — СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки. Сборочные производства у российской компании есть в Индии, Вьетнаме, Казахстане и Пакистане. В 2012 году российский автопроизводитель продал за рубеж 11,7% от общего объема продаж грузовиков – порядка 6 тысяч машин.
По словам пресс-секретаря «Камаза» Олега Афанасьева, «Камаз» с 2000-х годов терял позиции в странах Евросоюза. «Продавали только в Польшу, но очень небольшое количество», - рассказал он РБК-Татарстан. Теперь «Камаз» собирается конкурировать на европейском рынке с крупнейшими мировыми производителями грузовиков среднеценового сегмента - Volvo, Mercedes, Iveco и др. «Несмотря на то, что европейский рынок находится в сложном состоянии, «Камаз» вполне может конкурировать с зарубежными аналогами по цене», - считает О. Афанасьев. По его словам, российский грузовик в зависимости от комплектации стоит от 1,5 до 10 млн рублей - примерно на 10-20% дешевле продукции конкурентов в Европе.
Ценовая конкуренция «Камазов» в странах Евросоюза вполне возможна, если российский производитель договаривается с литовскими коллегами о снижении налоговой нагрузки на производство и удешевлении транзитных перевозок, а также закупает английские двигатели по невысокой цене, говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. «Естественно, что европейский рынок привлекателен для любого автопроизводителя. Грузовики «Камаза» здесь могут быть очень востребованными - не только по цене, но и по своим техническим характеристикам. Можно с уверенностью говорить, что проект этот весьма интересный и успех ему практически обеспечен», - считает он.