Перейти к основному контенту
Татарстан ,  
0 
Эксклюзив

Недетские страхи: 96% подростков сталкиваются с угрозами в интернете

Наиболее распространенные угрозы, с которыми сталкиваются подростки в интернете – травля в соцсетях и шантаж. Каждый пятый не говорит об этом взрослым. В особой защите, считают эксперты, нуждаются дети с ОВЗ
Недетские страхи: 96% подростков сталкиваются с угрозами в интернете

Небезопасная среда

Как сообщила председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова, согласно проведенному исследованию, 96% подростков сталкиваются с цифровыми угрозами. Исследование, которое есть в распоряжении РБК Татарстан, провели в формате онлайн в июле 2023 года, выборка составила 2,3 тыс. человек: дети, родители и учителя (порядка 800 человек в каждой категории).

Первый замминистра по делам молодежи РТ Софья Мустафина рассказала, что проведенный министерством в 2022 году опрос в школах показал сходные с исследованием Альянса по защите детей в цифровой среде результаты. С различными угрозами в сети сталкивались более 96% татарстанских детей. Наиболее распространенной из них она назвала буллинг в соцсетях.

«Почему дети оказались там, потому что им не хватает внимания от взрослых. Об этом говорят психологи. Дети предоставлены сами себе, у них есть возможность неконтролируемо находиться в социальных сетях. Чем больше мы проводим времени с детьми или хотя бы с помощью дополненной виртуальной реальности их контролируем, тем более безопасным будет их пребывание в соцсетях и цифровой среде в целом», — сказала Мустафина.

По данным Беляковой, 72% подростков сталкивались с противоправным контентом в сети, наиболее распространенными видами которого являются дезинформация и фейки (73%), мошенничество (72%), игровая зависимость (66%), формирование зависимости от интернета и кибербуллинг (по 64% респондентов в каждой категории). С шантажом в мессенджерах или соцсетях столкнулись 52% опрошенных, 49% – с пропагандой ЛГБТ и так далее.

По мнению 38% подростков, в сети на данный момент превалируют психологические угрозы – буллинг, вовлечения в сообщества. Тогда как родители и учителя, в большинстве своем – 47% и 48%, сочли преобладающими и психологические, и технологические угрозы (кражи данных, вирусы, мошенничества).

Среди родителей 66% считают, что дети находят противоправный контент случайно, тогда как среди детей об этом заявляют менее половины опрошенных, а 37% заявили, что сталкиваются с ним в ходе поисков большей информации о том или ином событии.

30% опрошенных из числа несовершеннолетних испытывают недостаток информации о том, как реагировать на цифровые угрозы. При этом каждый пятый подросток не обращается за помощью к родителям, и каждый третий – к учителям.

«Подростки говорят о том, что взрослые просто не знают эти угрозы, не справятся с ними и просто не поймут тот риск, с которым им пришлось столкнуться. А родители, напротив, считают, что дети обязательно придут к ним за помощью. Это тот самый разрыв, который говорит о том, что дети не доверяют родителям, столкнувшись с рисками и киберугрозами. Думаю, что на этом важном направлении необходимо сосредоточиться в следующем году», — сказала Белякова.

Руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко сообщил, что проведенное в 2023 году исследование родительских страхов показало – для 45% респондентов наибольшую угрозу представляет контент в интернете, для 37% – опасные челленджи, по 30% выделили в качестве основной угрозы интернет-зависимость и онлайн-груминг (шантаж на основе полученных от ребенка данных с целью получения еще большего количества материалов или личной встречи). По словам эксперта, с неподходящим контентом в сети сталкивались 55% детей, блогеров, которые предлагают какие-либо челленджи смотрят порядка 30% детей, а 12% – повторяли их и так далее.

«Каждый 10-й родитель говорил о том, что к его ребенку пытались втереться в доверие незнакомые взрослые пользователи. И об этом же заявлял каждый шестой ребенок – намного чаще. Это говорит о том, что дети готовы делиться не всем со своими родителями», — сказал Сиденко.

По данным «Лаборатории Касперского», 74% детей получали сообщения от незнакомых пользователей в сети, 63% – знакомились с новыми людьми в интернете. В 29% случаев знакомства состоялись в онлайн-играх, 25% – в соцсетях. А 25% встречались с теми, с кем познакомились в интернете.

Равные права

Куратор волонтерских проектов инклюзивного соцпроекта Everland Дана Дрожжина, которая является инвалидом по зрению, отметила, что вопросы безопасности в цифровой среде актуальны для подростков с ограниченными возможностями здоровья. Им необходимо учиться пользоваться интернетом, ИТ-продуктами и гаджетами для того, чтобы определиться с профессией и начать двигаться в этом направлении.

Дрожжина отметила, что многие подростки, начав пользоваться интернетом, решают осваивать специальность, которая ранее казалась им недоступной из-за ограничений по здоровью.

«Это не просто получение знаний ради знаний, а вклад в устойчивую жизненную траекторию молодого человека с инвалидностью по зрению в его карьерном определении и его самостоятельности. Именно цифровые технологии помогают и закрывают часть бытовых задач. Цифровая среда – это классная среда, которая может приносить пользу, но важно понимать, как безопасно выстроить контакт с ней», — сказала Дрожжина.

По ее словам, люди с инвалидностью по зрению могут работать в smm, писать и размещать тексты на разных ресурсах, маршрутизировать те или иные процессы, курировать проекты и так далее.

Директор Казанского отделения ПАО «ВымпелКом» (бренд билайн) Анвар Шахмаев рассказал, что летом 2023 года был запущен образовательный курс цифровой грамотности для незрячих детей и подростков. Он призван обеспечить детям и подросткам с инвалидностью по зрению, слабовидящим, с нарушениями моторики и другими ограничениями по здоровью равные возможности в доступе и освоении современных технологий.

«Мы убеждены, что люди с инвалидностью должны иметь все возможности для самореализации и могут быть интегрированы в экономическую жизнь. С 2019 года билайн вместе с Everland развивает онлайн-платформу по трудоустройству людей с инвалидностью, а совсем недавно был разработан онлайн-курс по использованию цифровых технологий для детей и подростков с нарушениями зрения и мы уже видим вдохновляющие результаты. Только за 4,5 месяца работы площадки более 400 человек прошли обучение по программам курса и 150 человек получили помощь профессиональных кураторов, всего материалами курса воспользовалось почти 4 000 человек. Стоит отметить, что сейчас компании становятся более открытыми и есть интерес к профессионалам с инвалидностью, поэтому очень важно подросткам с нарушениями зрения или двигательных функций рассказывать о перспективах цифровых профессий и делиться историями ребят, у которых все получилось», — сказал Шахмаев.

Дрожжина подчеркнула, что людям с ограниченными возможностями здоровья очень важно знать об устройствах, которые могут им помочь управлять компьютером при помощи взгляда, специальных программах для людей с нарушениями речи и других. При этом необходимо предоставлять информацию в контексте 3 платформ – Windows, iOS и Android. Сейчас на платформе билайн.инклюзия доступны онлайн-курсы, состоящие из 8-15 уроков продолжительностью 20-30 минут. Кураторами на образовательной платформе являются люди с инвалидностью, кроме того, при необходимости к ученикам из разных городов, включая Казань, могут помочь волонтеры, в том числе приехав на дом.

«Сегодня на рынке представлено большое количество мобильных устройств. Выбрать из них наиболее функциональные, но при этом удобные и доступные для использования незрячими людьми, непросто. Эксперты Everland при нашей поддержке провели тестирование и оценку смартфонов ведущих производителей разных ценовых сегментов и теперь на сайте базового курса по цифровой грамотности есть раздел, посвященный доступности мобильных устройств на базе Android. Надеемся, что обзор девайсов, популярных среди незрячих пользователей, поможет пользователям с инвалидностью по зрению и их близким в выборе смартфона», — добавил Шахмаев.

Кто виноват и что делать

Первый замминистра по делам молодежи РТ Софья Мустафина считает, чтобы быть ближе к целевой аудитории, быть в курсе ее интересов и обеспечивать безопасность, представителям власти нужно генерировать и публиковать качественный контент в тех соцсетях, где сосредоточена активность детей и подростков. Тем более, что сейчас часть соцсетей заблокирована, и отследить качество контента в них затруднительно.

Замминистра цифрового развития РТ Альберт Яковлев сообщил, что в Татарстане для всех детей ежемесячно в школах проводят «Уроки цифры». Ведут их заместители министров, курирующие вопросы цифровизации, и топ-менеджмент ИТ-компаний. На уроках детям, помимо правил безопасного поведения в сети, дают знания для повышения их компетенций в ИТ. В рамках проектах «ИТ-клуб» организовано обучение детей, начиная с 6-7 лет. В целом, на 2021-2027 годы в регионе принят комплексный план по повышению безопасности несовершеннолетних в интернете, добавил Яковлев.

«Операторы связи проводят активную работу по выявлению контент-ресурсов, где есть та или иная информация, которая может быть опасна для детей. И совместно с Альянсом по защите детей в цифровой среде принимается решение по их блокировке. Такая работа проводится», — отметил Яковлев.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Все новости Татарстан
Глава Минюста допустил повышение предельного возраста нотариусовПолитика, 03:58
Американский банк наказали за «вопиющее» нарушение санкций против РоссииПолитика, 03:36
Уровень воды в реке снизился после прорыва дамбы в Челябинской областиОбщество, 03:34
Зеленский назвал самое сложное направление для ВСУПолитика, 02:58
На церемонии открытия Игр в Париже повесили перевернутый олимпийский флагСпорт, 02:56
Курский губернатор сообщил об «очень сложной ночи» и сбитых дронахПолитика, 02:23
От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия ОлимпиадСпорт, 02:19
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ФоторепортажСпорт, 02:17
WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистомПолитика, 02:08
Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛаПолитика, 01:57
Минздрав назвал симптомы лихорадки Западного НилаОбщество, 01:32
Китай заявил Японии о критической стадии в отношениях и назвал два путиПолитика, 01:24
Косатки потопили британскую парусную яхту с тремя людьми на бортуОбщество, 00:54
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50