Печатное слово: Татарстан лоббирует субсидирование доставки периодики
Печать, телевидение и интернет
Как сообщил сегодня на коллегии глава Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айдар Салимгараев, в 2021 году общий подписной тираж на центральные, республиканские, городские и районные издания составил 908,9 тыс. экземпляров. На первое полугодие 2022 года – 832,6 тыс. экземпляров, что на 8,4% ниже.
«Резкого спада удалось избежать, во многом, благодаря поддержке Госсовета РТ: подписка была оформлена на учреждения образования, здравоохранения и соцзащиты», – сказал Салимгараев.
По данным главы агентства «Татмедиа», в республике действуют 390 печатных СМИ: 198 газет и 113 журналов на русском языке, 113 и 43 соответственно – на татарском. На человека приходится 213 экземпляров, тогда как по России показатель 74. Кроме того, функционируют 80 электронных периодических изданий, 180 радиоканалов, 68 телеканалов и 7 информационных агентств. По словам Салимгараева, среди источников информации 62% татарстанской аудитории используют официальные сайты, 52% - телевидение, 49% – социальные сети и блоги.
PR-директор АНО «Институт развития интернета» Александр Ляпин рассказал, что телевидение остается лидирующим каналом для получения информации в РФ. Его смотрят 89% россиян. Примерно такая же доля у пользователей интернета. Главными рубликами на ТВ, по словам эксперта, являются новости, фильмы и сериалы. При этом доля зрителей, которые смотрят телевизор снижается, а пользователей digital-устройств растет.
В 2021 году выросло число зрителей, использующих для просмотра ТВ смартфоны, выросла на 10%. Параллельно с просмотром телевизора используют их используют 86% россиян. В интернете пользователи проводят по 3,5-4 часа в день, в крупных городах показатель выше.
Подписка и доставка
По словам Айдара Салимгараева, в регионе снижается интерес к подписке на периодическую печать через почту. Аудитория все реже рассматривает возможность оформления подписки на 6 месяцев или на год.
Основной проблемой глава РА «Татмедиа» назвал дефицит почтальонов. Например, по данным опроса редакторов татарстанских газет, в Лаишевском, Мамадышском, Кайбицком и ряде других районах РТ один почтальон обслуживает десятки деревень. В Высокогорском, Тукаевском, Лениногорском и некоторых других районах закрываются почтовые отделения. В 6 крупных населенных пунктах Камско-Устьинского района почтовые отделения отсутствуют.
При этом розничные продажи периодики выросли на 17%, по сравнению в прошлом годом, до 168 тыс. экземпляров. Издания представлены в 312 торговых точках. В 60 почтовых отделениях установлены стойки с татарстанской печатью – продажи в прошлом году выросли на 78%. В этом году стойки хотят разместить еще в 40 отделениях. Татарстанские издания продаются и в 162 почтовых отделениях Башкирии, там было реализовано свыше 5 тыс. экземпляров. Кроме того, в 2022 году в республике появятся 16 вендинговых аппаратов с прессой. По словам Салимгараева, один автомат продает изданий в 4 раза больше, чем киоск. Газеты и журналы продаются на онлайн-маркеплейсах.
«В качестве меры по повышению эффективности деятельности института подписки агентством «Татмедиа» подготовлено обращение в адрес федерального правительства о возобновлении субсидирования доставки периодических печатных изданий. Данное мероприятие позволит сдерживать рост цен на подписку и индексировать заработную плату почтальонов», – сказал Салимгараев.
Помощь печати
Главный редактор газеты «Казанские ведомости», президент Ассоциации издателей и распространителей печатной продукции РТ Венера Якупова рассказала РБК Татарстан, что объединение было создано год назад и в течение года лоббировало разработку республиканской программы по поддержке печатной продукции, как социально значимой отрасли.
«В республике, на мой взгляд, должна быть также программа, поддерживающая интерес к чтению у молодежи с посылом, читать – это модно, читать – это круто. Подобную программу принял в свое время президент Франции Николя Саркози, туда входило огромное количество государственных мер поддержки. Он поддержал субсидиями почту, распространителей, киоски по продаже прессы. И в то же время он ввел моду на чтение среди молодых французов. Был составлен список, насколько я помню, из 65 изданий, которые молодежь со школьных лет получала бесплатно, а правительство дотировало это. И это при том, что французы – одна из самых читающих наций в мире и с интернетом у них все в порядке, таким образом правительство сохранило вековую традицию читать печатные издания», – сказала Якупова.
Руководитель ассоциации добавила, что сеть киосков по продаже печати нуждается в модернизации. С 2016 по 2019 год число специализированных киосков прессы в столице Татарстана сократилось вдвое. В рейтинге субъектов Российской федерации по обеспеченности населения НТО (печать), подготовленном Союзом предприятий печатной индустрии по итогам 2020 года, Татарстан занимает 70 место, и находится на последнем месте в ПриволжскомФО.
Киосков в шаговой доступности, по словам Якуповой, на сегодня в столице РТ уже нет, хотя такое требование есть в нормативах минцифры России. Недостаточно и книжных магазинов: у Татарского книжного издательства в Казани их всего 3.
«Я считаю, что этого крайне мало для сохранения традиции чтения на бумажных носителях у населения республики. Во всем мире большое количество людей хотят получать информацию и знания привычным комфортным способом, то есть с бумаги. Книги и печатная пресса по-прежнему востребованы у населения. Уже есть научные исследования в России и за рубежом, что чтение на бумаге крайне благоприятно сказывается на развитии интеллекта, формировании личности человека. Кроме того, в печатном секторе работают профессионалы, которые отвечают перед законом за написанное, чего нельзя сказать об авторах из интернета. Для того, чтобы печатный сектор Татарстана и России продолжал жить, властям нужно обратить внимание на эти проблемы и принять соответствующие меры поддержки и государственные программы», – сказала Якупова.
По ее словам, 3 июня 2021 года правительство РТ утвердило план мероприятий («дорожную карту») по поддержке и развитию в республике системы распространения печатной продукции с помощью нестационарных торговых объектов до 2025 года.
«Мы надеемся, что «дорожная карта», где предусмотрен широкий комплекс мер для развития розничного распространения печатной продукции через киоски прессы, будет способствовать увеличению популярности чтения и продажам печатной продукции», – сказала Якупова.