Модный формат: Казань ожидает бум аутлетов и мировых брендов
Ненасыщенный рынок
Согласно результатам исследования международного консалтингового агентства в сфере недвижимости CBRE, пока сегмент аутлет-центров в РФ практически отсутствует.
«В настоящее время на 1 тыс. жителей в России приходится всего 0,8 кв. метров аутлетов, в то время как в Польше этот показатель составляет 7,8 кв. метров, а в США – 27,2 кв. метров», – сказано в исследовании.
В то же время, средний товарооборот розничных сетей в российских аутлетах уже не только сопоставим, но и превышает показатели многих европейских и американских аналогов. И даже несмотря на ввод 2-3 новых проектов на столичных рынках, общая ситуация в масштабах страны останется без значительных изменений – рынок аутлетов находится в начале своего развития.
Как заявила РБК Татарстан аналитик департамента исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова, в экономических условиях последних лет внимание арендодателей обращено не на строительство новых торговых центров, а на работу над существующими проектами – проводится оптимизация концепций, идет поиск новых форматов и подходов к ведению бизнеса.
На фоне такой стагнации аутлет-центры чувствуют себя совершенно иначе – их целевая аудитория продолжает расширяться, а обороты в процентном соотношении год к году растут двузначными цифрами.
Так, в 2018 году был открыт проект за пределами двух столиц – Brands’ Stories в Екатеринбурге, также была введена в эксплуатацию вторая фаза Pulkovo Outlet Village в Санкт-Петербурге», – сказала Сафонова.
В этом месяце также вторая очередь была введена в рамках проекта «Орджоникидзе» в Москве – арендодатели вынуждены строить вторые очереди своих проектов, реагируя на продолжающийся рост спроса со стороны арендаторов. По словам экспертов, в ближайшие 2-3 года целый ряд региональных девелоперов будет пристально оценивать возможность инвестировать в столь активно развивающийся сегмент рынка торговой недвижимости.
В 2019 году в эксплуатацию будут сданы аутлеты Novaya Riga Outlet Village и Outlet Village Hines Moscow и Fashion House Outlet Saint Petersburg.
Рост трафика
Рост популярности аутлет-магазинов очевиден и в Казани на примере аутлет-центра XL, собравшего среди своих арендаторов магазины крупнейших международных и федеральных розничных сетей. «Сейчас основными точками притяжения для клиентов являются аутлет-магазины Nike, Adidas, «Спортмастер», «Эльдорадо», Ostin, Tom Tailor. На 2019 год подписаны договоры аренды и запланировано открытие единственных в Татарстане аутлет-магазинов таких брендов, как Puma, Zenden, Kari», – рассказал директор аутлет-центра XL Равиль Мерхайдаров.
Аутлет-центры привлекают покупателей не только известными и популярными брендами, но, прежде всего, значительными скидками. «По итогам каждого сезона в магазинах обычных торговых центров остается 15-20% нераспроданного товара, таким образом, если розничная сеть имеет 5-6 обычных магазинов, то уже необходим, как минимум, один аутлет. При этом компания не только не теряет покупателей, но и расширяет свою аудиторию за счет покупателей, которые хотели бы покупать продукцию того или иного бренда, но по сниженной цене», – сказал Равиль Мерхайдаров.
Кроме этого, во время активного строительства классических торгово-развлекательных центров в конце «нулевых», Казань стала одним из первых региональных рынков в России, на которых произошел «перегрев». Иначе говоря, предложение торговых площадей в обычных торговых центрах фактически превысило спрос со стороны розничных сетей, что привело не только к росту количества вакантных торговых площадей, но и к значительному падению арендных ставок.
С изменением экономической ситуации произошел и отток покупателей из классических ТРЦ в аутлет-сегмент. По словам Мерхайдарова, трафик посетителей XL за последние два года вырос на 25% – при этом, данная цифра ниже, чем в аутлетах Москвы и Санкт-Петергбурга, которые констатируют еще более высокий рост.
«Важен не только еженедельный трафик, который в нашем аутлет-центре уже является одним из самых высоких среди объектов торговой недвижимости. Огромное значение имеет и уровень конверсии (посетителей в покупателей). Наши клиенты посещают нас в среднем 2-3 раза в месяц, зато примерно восемь из десяти посетителей совершают покупки, тогда как во многих ТРЦ, заявляющих о высоком трафике, уровень конверсии 10-15%: люди приезжают посмотреть интересующий продукт «вживую», прицениться, сделать фото для социальных сетей, выпить кофе на фудкорте, но не покупают», – сказал Мерхайдаров.
Розничные сети видят, какими темпами растет их аутлет-бизнес по сравнению с привычным – вместе с этим растет и интерес федеральных ритейлеров, которым интересно «садиться» на уже сформированный, существующий покупательский поток. «Был период, когда мы сами выходили на арендаторов, договаривались о размещении. Сейчас же мы работаем, в основном, на входящих заявках, и видим огромный интерес к аутлет-центру», – сказал Равиль Мерхайдаров.
Тенденцию подтвердил в беседе с РБК Татарстан директор розничной сети Puma в России, Украине, Турции и странах СНГ Владимир Горобец. «Во второй половине 2018 года мы открыли в Казани первый концептуальный магазин Puma. Он с первых дней работы показал потенциал и востребованность бренда. Поэтому было принято решение открыть и наш первый аутлет», – сказал топ-менеджер.
По его словам, с 2014 года динамика развития продаж компании Puma в формате «аутлет» выше, чем в формате «концепт» классических ТРЦ. «Рост продаж в сегменте «full-price» составляет примерно 10%. При этом в аутлетах этот показатель равен 20%. Мы видим существенную разницу», – сказал Владимир Горобец.
По словам одного из потенциальных казанских арендаторов, несмотря на прошлогодние обширные работы по перепланировке аутлет-центра XL, их арендная заявка пока находится в очереди, поскольку в аутлете нет свободных площадей запрашиваемого размера ни на одном из первых трех этажей.
По данным руководителя направления аренды торговых помещений, отдела торговых помещений CBRE в Москве Александры Чиркаевой, конверсия в аутлетах составляет до 90%, в отличие от 20% в классических ТЦ, что является одним из основных факторов их успешности и высокого интереса к такому формату ритейлеров.
Мода на экономию
Дальнейший рост интереса к формату аутлетов эксперты связывают с озвучиваемыми экономическими прогнозами относительно реальных доходов населения. «Как было недавно озвучено Росстатом, пятый год подряд зафиксирован спад в доходах населения. При этом, все большее количество людей хочет покупать товары с максимально выгодным соотношением цены и качества – им абсолютно неважно, будет ли купленная вещь из последней коллекции любимого бренда или нет. В результате, те, кто хочет тратить имеющиеся средства с умом, и при этом купить новую качественную вещь – переходят в аутлет-сегмент», – прокомментировал Мерхайдаров.
Эксперты прогнозируют, что аутлеты будут становиться все более востребованными не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в главных региональных центрах страны – таких, как Казань, Екатеринбург, Новосибирск и другие. «Снижение покупательской способности заставляет людей экономить и выбирать альтернативные торговые форматы для совершения покупок по более низким ценам, которые они и находят в аутлетах», – считает Сафонова.
Она также отметила, что в условиях экономической нестабильности аутлеты будут интересны и девелоперам. «Данный формат не теряет свою популярность у потребителей – напротив, в них отмечается рост посещаемости и товарооборота. Также интерес вызван более низкой стоимостью строительства – одноэтажное здание без подземной парковки дешевле, чем возведение полноформатного торгового центра», – сказала Сафонова.
Следование трендам
В то же время эксперты отмечают, что любой рынок имеет свою емкость. «За исключением Москвы и Петербурга, для крупного регионального центра будет достаточно одного крупного профессионального аутлета. Розничные сети хорошо понимают, что открывать большое количество дисконтов также нецелесообразно, поскольку они неизбежно создают конкуренцию регулярным магазинам. А аутлет – это все-таки приятный дополнительный, но неосновной бизнес, так как его маржинальность гораздо ниже. Главная функция аутлета – ликвидировать имеющийся сток, нераспроданный в прошлые периоды товар. Работающие в Казани бренды наглядно доказывают этот тезис: так, Nike закрыл имевшийся ранее второй аутлет-магазин, сохранив единственный в Татарстане – в XL», – отметил Мерхайдаров.
В то же время, аутлеты, набирающие популярность, должны соответствовать некоторым трендам, свойственным всем торговым центрам. «Современный комплекс уже не может существовать без развлекательной зоны или зоны фудкорта. И аутлет также должен это учитывать. По этим причинам мы полностью обновили и расширили зону фудкорта в нашем проекте, а также открыли новый кинотеатр и продуктовый супермаркет с выгодными ценами. Это определенно дало дополнительный приток посетителей», – сказал Мерхайдаров.
По его мнению, сегмент аутлет-центров будет дополняться все новыми группами товаров. «В аутлетах уже давно есть не только одежда и обувь. Например, в московском проекте Vnukovo Outlet Village, в котором открыто уже три очереди проекта, и который мы во многом считаем образцовым примером профессионального аутлет-центра, можно найти и товары для дома, и сантехнику, и посуду, а не так давно даже открылся шоколадный бутик», – рассказал Мерхайдаров.
На данный момент в Казани работает 51 торговый центр, общей площадью более 1 млн квадратных метров. Качественное предложение представлено 12 торговыми и торгово-развлекательными центрами, торговая площадь которых составляет 403,6 тыс. квадратных метров.