В Татарстане сотовые операторы блокируют миллионы звонков мошенников
Атаки в огромных объемах
На протяжении нескольких лет жителей России и Татарстана в частности терроризируют мошенники. Звонки, sms, сообщения в мессенджерах и другие методы злоумышленников приводят к потере денег и личных данных. За 5 месяцев 2024 года у жителей Татарстана с банковских карт похитили порядка 2 млрд руб., сообщил замначальника управления уголовного розыска МВД по Республике Татарстан Рамис Газимов. В прошлом году сумма ущерба превысила 4,4 млрд руб. Ежедневно татарстанцы перечисляют мошенникам по 10-15 млн.
Сотовые операторы принимают меры для борьбы со злоумышленниками, сообщили опрошенные РБК Татарстан представители рынка. Так, Билайн за 5 месяцев этого года заблокировал в РФ более 45 млн звонков. «В Татарстане с начала 2024 года наши антифрод-системы заблокировали 1,35 млн звонков. Из них 415 тыс. – это звонки, которые мошенники пытались совершить бабушкам и дедушкам», — рассказал директор Центрального региона Билайн Дмитрий Глотов.
Он отметил, что по итогам 5 месяцев Казань заняла 4 место среди городов России по активности телефонных мошенников. Столица РТ уступила только Москве, Санкт-Петербургу и Ставрополю.
Согласно статистике оператора, в этом году чаще всего злоумышленники звонили клиентам мужского пола: 60% от общего числа звонков. Средний возраст потенциальной жертвы среди мужчин составляет 43 года, женщин – 46 лет.
Директор макрорегиона «Волга» Tele2 Алексей Сидоров рассказал РБК Татарстан, что большая четверка операторов договорилась о взаимодействии антифрод-систем, которые стали проверять вызовы между абонентами. Если в сети одного оператора номер телефона был использован в мошеннических целях, система оповестит об этом остальных участников платформы.
Блокировка звонков от злоумышленников
Глотов сообщил, что по данным исследования ComNews Research Билайн был признан самым безопасным оператором на российском рынке по трем основным критериям: эффективность инструментов против подмены номеров, защита от нежелательных звонков, а также доступность и распространенность номеров на «биржах» «серых» сим-карт. По его словам, количество сим-карт Билайн на таких «биржах» минимальное, и их быстро блокируют.
Внутри своих сетей компании используют различные методы борьбы с мошенническими звонками. В пресс-службе МегаФона рассказали, что система воспринимает подозрительные фразы, которые могут свидетельствовать о том, что звонящий мошенник. В этом случае она отправляет звонки на модерацию. После дополнительной проверки они помечаются как подозрительные. В следующий раз ассистент предупредит абонента или заблокирует звонок.
Директор по управлению уровнем фрода Билайн Петр Алферов рассказал, что оператор использует различные технологии, чтобы определить, какие из звонков могут быть мошенническими.
«Это и искусственный интеллект, и обмен информацией. Мы стараемся получать данные из всех источников. Билайн взаимодействует с Центральным банком, от него мы получаем статистику о том, с каких номеров поступали «нежелательные» звонки. Это добавляется в наши алгоритмы, чтобы донастроить их. Такой же информацией делятся все крупные банки. Есть ресурс у Минцифры, который агрегирует Госуслуги, данные МВД и другие источники. Активно собираем информацию и из нашего колл-центра. Кстати, он также построен по принципу приоритета безопасности», — сказал Алферов.
При этом блокируются не только единичные вызовы, звонки от злоумышленников могут поступать десятками в минуту. Глотов рассказал, что в Билайне на этот случай есть «Купол безопасности». Система распознает мошенническую активность и блокирует ее, а клиенту высылается предостережение о том, что началась мошенническая атака и ему стоит быть более внимательным к звонкам и сообщениям. Например, самая долгая мошенническая атака в Татарстане длилась порядка 6 минут, злоумышленники совершили более 290 звонков. Все они были заблокированы.
Другие меры защиты
«Если антифрод-система хотя бы на 1% не уверена, что звонящий – мошенник, но подозрение есть, она подсветит это на экране телефона и тогда абонент сам принимает решение, отвечать на звонок или нет. В этом клиенту Билайна помогает специально разработанный сервис «Виртуальный помощник», — рассказал Глотов.
«Многие перестали брать незнакомые номера, потому что, скорее всего, там звонят мошенники или спамеры. И чтобы компаниям сделать свою голосовую коммуникацию прозрачнее и удобнее, все больше корпоративных клиентов подключают сервис «Этикетка». Он позволяет «забрендить» свои исходящие звонки и сразу показывает на экране вызываемого абонента, что звонит конкретный банк, служба доставки или магазин. И уже более 4,5 млн звонков от татарстанских компаний было помечено такими «этикетками», — дополнил директор Казанского отделения Билайн Анвар Шахмаев.
Такая мера применяется и в МегаФоне. Она также выводит на экран предупреждение об источнике звонка, будь то банк, интернет-магазин или другая организация, рассказали в пресс-службе компании.
Директор по управлению уровнем фрода Билайн рассказал, что борьба с мошенничеством ведется и с помощью непосредственного взаимодействия с абонентом. Под атакой мошенников счет идет на секунды, и чтобы клиент в экстренной ситуации не терял время, например, набирая электронного консультанта, он может связаться с группой быстрого реагирования Билайна и получить информацию о том, как себя обезопасить в конкретном случае. Специалисты специального подразделения поддержки помогут во взаимодействии с банками противостоять преступным действиям с различных сторон, доводя решение проблемы клиента до конца.
Опасность для людей и бизнеса
По данным Positive Technologies, в 2023 году звонки использовались для социальной инженерии против частных лиц в 6% успешных атак.
«Помимо звонков, мошенники используют сообщения в мессенджерах и социальных сетях, электронную почту, а также веб-сайты. Стоит отметить, что ввиду растущей популярности мессенджеров, именно их доля постоянно растет по сравнению с другими каналами связи», — рассказала РБК Татарстан руководитель исследовательской группы компании Ирина Зиновкина.
При этом подобные методы используются и для атак на организации. Доля инцидентов, связанных с мобильными устройствами, составляет 0,2% от общего числа, рассказал руководитель группы киберразведки Innostage SOC CyberART Альберт Антонов.
Он отметил, что помимо привычных схем, таких как представиться сотрудником компании или банка, а также представителем государственного ведомства, злоумышленники могут использовать и угрозы.
«Жертве угрожают, показывая, что осведомлены о ее личных данных (адрес, родственники). Такая информация, в свою очередь, добывается при утечке баз данных у крупных компаний, например, сервисов доставки продуктов, транспортной компании или банка», — сказал Антонов.
Глава агентства Telecom Daily Денис Кусков в беседе с РБК Татарстан отметил, что решений, способных защитить от этой угрозы на 100% нет. Одной из главных проблем, решением которой необходимо заняться, являются «серые» сим-карты. До сих пор их можно приобрести без предъявления паспорта.
«С одной стороны мы вроде бы побеждаем и запрещаем, с другой получается ситуация, что карточку можно купить и пользоваться, она будет новая и не помеченная ни в каких базах. Сейчас Минцифра РФ предпринимает определенные действия в этом направлении. Предполагается возможность приобретения сим-карты только в салонах связи операторов, то есть без дилеров. Второе – это регистрация через Госуслуги и биометрика. Нужно вычистить ту абонентскую базу, которая носит «серый» характер. По нашим данным таких сим-карт в России порядка 6 млн», — сказал Кусков.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан