Перейти к основному контенту
Татарстан ,  
0 
Эксклюзив

Глобальные стройки РТ сделают сегмент спецтехники драйвером рынка лизинга

На фоне пандемии лизинговая отрасль республики отмечает изменения в структуре рынка. Главной точкой роста в ближайшее время, по мнению экспертов, станут сегменты автотранспорта и спецтехники
Глобальные стройки РТ сделают сегмент спецтехники драйвером рынка лизинга

О том, как сфера лизинговых услуг переживает последствия пандемии, как изменился подход к работе и насколько активно бизнес Татарстана переходит к цифровизации, рассказал директор казанского филиала компании «Балтийский лизинг» Артем Шабалин.

— Большое количество компаний нашего региона фиксируют падение чистой прибыли. Как кризис повлиял на вашу деятельность? Существенно ли пострадала лизинговая отрасль?

Кризисные явления, которые мы наблюдаем в этом году, безусловно, оставили серьезный отпечаток на всех сферах бизнеса. Даже те компании, которые полностью вернулись к прежней деятельности, продолжают бороться с последствиями карантинных ограничений. Разумеется, вынужденный простой, а также закрытие части организаций, от которых зависели логистические цепочки отдельных рынков, будет сказываться на бизнесе некоторое время. Однако пандемия коронавируса стала для предпринимателей не только стрессом, она также помогла иначе взглянуть на подход к бизнесу, уделить больше времени развитию, изучению новых инструментов и каналов продаж.

Могу сказать, что в этот период к нам поступали запросы на отсрочки лизинговых платежей и их реструктуризацию. Компания пошла навстречу клиентам, деятельность которых пострадала вследствие распространения коронавируса. Все эти заявки мы отрабатывали в индивидуальном порядке и без начисления пени. Однако таких обращений было немного, большинство наших клиентов соблюдали прежний график, а те лизингополучатели, которым наша помощь все же потребовалась, довольно быстро восстановили платежную дисциплину.

Что касается финансовых показателей компании, то нам удалось сохранить положительную динамику прироста объема нового бизнеса, хотя заключение крупных сделок несколько замедлилось. И сейчас по итогам трех кварталов 2020 года объем нового бизнеса (стоимость лизингового имущества без НДС) всей филиальной сети «Балтийского лизинга» превысил 45,6 млрд рублей, что на 15,7% больше аналогичного показателя 2019 года. Если говорить о результатах нашего филиала, то уже во втором квартале нам удалось увеличить число клиентов и улучшить свои показатели.

— Вы работаете с различными сегментами имущества. Что стало драйверами лизингового рынка по итогам первого полугодия? Что станет точкой роста в дальнейшем?

В марте российский авторынок пережил всплеск продаж: покупатели опасались роста цен на автомобили из-за снижения курса рубля и дефицита. Сейчас на рынке наблюдается нехватка ликвидных автомобилей, поскольку карантинные меры и ограничительные факторы стали причиной остановки производства и перебоев с поставками автомобилей и компонентов. Несмотря на то, что аналитики отмечали падение продаж, авторынок достаточно быстро восстановится. Это подтверждает статистика агентства Russian Automotive Market Research, согласно которой рынок новых легковых автомобилей в сентябре 2020 года вырос на 8,4% относительно сентября 2019 года до 133,8 тысячи единиц, а продажи в сегменте LCV за этот же месяц увеличились на 19,1%. И, на наш взгляд, автомобильный сектор останется драйвером лизинговой отрасли.

Также рынок, в том числе и региональный, поддержит спецтехника. По данным исследования Russian Automotive Market Research, в январе-августе 2020 года количество приобретаемой в лизинг дорожно-строительной техники выросло на 6,6%, сельскохозяйственной и складской - на 11,9% и 6,3% соответственно. Наша статистика подтверждает информацию аналитиков: по итогам трех кварталов доля дорожно-строительной и сельхозтехники составила 16,5% и 5% в объеме нового бизнеса компании «Балтийский лизинг», что соответствует второму и третьему местам среди сегментов.

Напомню, что в республике предстоят глобальные дорожные стройки. По информации Минэкономразвития Республики Татарстан, на реализацию нацпроектов, в том числе и на «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в Татарстане выделено 31,6 млрд рублей. На строительство этих объектов потребуется большое количество техники. Часть клиентов уже сейчас выходит на тендеры и на закупки. Так что подготовка идет. Все понимают, что в данный момент технику можно приобрести дешевле. Никто не может дать четкого прогноза, какая динамика будет у курса валют в ближайшее время. Соответственно, рост спроса на спецтехнику продолжится.

— Чем отличается ситуация в Татарстане? Что особенно пользуется спросом? В каких отраслях планируете наращивать портфель в республике?

Татарстан – уникальный и один из наиболее развитых в экономическом отношении регион России. Здесь сосредоточено большое количество отраслей, которые присутствуют на рынке: нефтегазовая, химическая и оборонная промышленность, много производственников. Неплохо чувствуют себя и аграрии.

Являясь универсальной лизинговой компанией, мы можем профинансировать для клиентов покупку практически любого имущества, работаем с десятками различных сегментов, в том числе легковые и грузовые автомобили, спецтехника, оборудование для различных отраслей. Мы продолжаем развиваться как рыночный игрок с диверсифицированным лизинговым портфелем в сегменте МСБ, что позволяет охватить все отрасли, представленные в регионе.

— Больше всего от последствий пандемии пострадал малый и средний бизнес. Предусмотрены ли специальные программы для такого сегмента? Насколько они востребованы и эффективны?

Доля МСП в нашем портфеле превышает 90%. Мы сотрудничаем с сотнями поставщиков и дилеров, сейчас компания предлагает своим клиентам порядка 40 специальных программ на финансирование имущества различных сегментов и брендов. Мы всегда стремимся сделать условия сотрудничества максимально выгодными и удобными и предоставить варианты обновления производства с учетом потребностей каждого клиента для повышения эффективности их деятельности. Кроме того, у лизингополучателей пользуются популярностью государственные программы субсидирования, поскольку позволяют приобрести имущество на наиболее выгодных условиях. Также они играют весомую роль в восстановлении экономики и лизингового рынка после пандемии. Традиционно они стартуют в апреле-мае, тогда происходит максимальный всплеск продаж российского автопрома.

— Какие программы господдержки реализует «Балтийский лизинг»?

Компания заключает сделки в рамках нескольких программ господдержки с 2015 года. Сейчас мы продолжаем принимать заявки на специальную технику на условиях программы субсидирования от Министерства промышленности и торговли РФ, также компания стала первой на рынке, кто заключил первые сделки в рамках новой госпрограммы «Доступная аренда».

Механизм «Доступной аренды», на наш взгляд, станет следующим этапом в развитии лизинга для физических лиц. В рамках программы, которая доступна как физлицам, так и предпринимателям, работающим по упрощенной системе налогообложения, правительство субсидирует до 25% от стоимости машины. При этом автомобиль должен быть отечественного производства (как российские бренды, так и иностранные).

Также лизингополучатели могут воспользоваться новой программой льготного лизинга оборудования от Минпромторга РФ. Объем субсидии в рамках одного лизингового проекта может достигать 50% от стоимости имущества. Госпрограмма доступна представителям машиностроения, легкой промышленности, а также компаниям, производящим социально значимые товары. Общий объем проекта при этом должен быть больше 50 млн рублей.

— Кризис, спровоцированный коронавирусом, мотивировал многие компании ускорить процесс цифровизации. Как изменились бизнес-процессы в лизинговом секторе? Как в настоящее изменились сроки заключаемых сделок?

Работа по цифровизации велась в ООО «Балтийский лизинг» уже несколько лет, в компании планомерно внедрялись новые диджитал-инструменты. Несомненно, пандемия активизировала эту работу во всех отраслях. Главная перемена – это масштабный переход в систему юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО). В этот период у всей филиальной сети появилась возможность оценить плюсы дистанционного подписания сделок с любым регионом, с любым клиентом. Это же касается и контрагентов.

Мы понимаем, что не все клиенты пока готовы к переходу на ЮЗЭДО, кто-то хочет работать в прежнем формате, и для них компания, разумеется, сохраняет эту возможность. Однако сейчас уже больше половины наших клиентов перешли на работу в системе ЮЗЭДО, и их количество растет каждый день.

— Как изменится рынок лизинговых услуг после пандемии?

Рынок изменился в принципе. Все компании, которых хотят укрепить свои позиции в отрасли, переходят к формированию комплексного пакета услуг для клиента. То есть мы предлагаем лизингополучателю не просто авто, мы включаем в договор целый ряд опций, чтобы имуществом можно было пользоваться, не заботясь о технической части. В настоящее время на рынке активно развивается один из таких инструментов – операционная аренда, в рамках которого лизинговая компания берет на себя обеспечение клиента большинством необходимых для эксплуатации авто услуг: страхование, плановое техобслуживание, регистрация и телеметрия. Другие опции лизингополучатель выбирает сам: шинный сервис, внеплановый ремонт, дополнительное страхование (ДАГО, GAP).

Кроме того, сейчас мы предлагаем своим клиентам оформлять страховые полисы на специальных условиях не только во время действия договора, но также и по окончании его срока, после выкупа авто, спецтехники или оборудования. Все дополнительные сервисы, которые предоставляются клиенту, в этом случае сохраняются.

Таким образом, в период эксплуатации автомобиля клиент уже не думает о том, когда надо оплатить страховку или съездить в сервис. За него все сделает лизинговая компания, как оператор услуги. Сейчас кратно возрастает удобство для клиента – начнет работать принцип «одного окна». За таким форматом будущее.

Много нового на

На PREMIER много нового

Мистический триллер

Комедийный экшен-сериал

Криминальная драма

30 дней за 1 ₽ на PREMIER

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 13 апреля
EUR ЦБ: 99,73 (-0,95)
Инвестиции, 17:03
Курс доллара на 13 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,28)
Инвестиции, 17:03
Все новости Татарстан
В реестр иноагентов включили Асю Казанцеву и журналиста Барабанова⁠ Политика, 21:03
Гуцул заявила о желании Молдавии ликвидировать Гагаузию Политика, 20:54
РЖД не нашли подтверждения заявленным объемам перевозок угля в Тамань Бизнес, 20:43
Роскомнадзор заблокировал издание «Полит.ру» Технологии и медиа, 20:42
Глава МИД Венгрии назвал унизительным нейтральный статус россиян на ОИ Спорт, 20:38
По Израилю со стороны Ливана выпустили десятки ракет Политика, 20:34
ЦБ увеличил срок доставки запчастей для ремонта по ОСАГО Финансы, 20:31
Скидки до 76% на РБК Pro
На подписку и опции до 15 апреля
За скидкой
Киргизия выразила обеспокоенность из-за действий российской полиции Политика, 20:30
Instagram начнет размывать обнаженные фото в личных сообщениях Технологии и медиа, 20:15
Футболист «Лацио» с тестем спаслись из загоревшегося Ferrari Спорт, 20:10
В МИДе заявили о деградации отношений с Японией Политика, 20:04
Замглавы ЕК объяснил, зачем Евросоюзу нужна Украина Политика, 20:01
Россия запустила баллистическую ракету с Капустина Яра Политика, 19:57
Меньше сделок при росте курса. Куда идет венчурный капитал на крипторынке Крипто, 19:55