Зона преткновения: «Борисоглебскому» формируют приаэродромную территорию
Пресс-служба министерства промышленности и торговли РФ ответила на запрос РБК Татарстан о «зоне 430,» проблема которой не находит решения с конца «десятых» годов и о которой 29 августа 2019 года заговорили чиновники исполкома Казани. В столице РТ завершается разработка генплана, в который муниципалитет обязан включить сведения об участке в черте города, где запрещено новое строительство, поскольку он входит в зону аварийной посадки аэродрома экспериментальных воздушных судов «Борисоглебское».
Проект на экспертизе
Как сообщили в пресс-службе министерства промышленности и торговли Российской Федерации в ответ на запрос РБК Татарстан, приаэродромная территория устанавливается в соответствии с федеральным законом №135 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны».
Решение принимает уполномоченный правительством РФ орган исполнительной власти. Для аэродрома «Борисоглебское» таковым является министерство промышленности и торговли России.
Приаэродромную территорию устанавливают «в интересах обеспечения безопасности полетов воздушных судов и исключения негативного воздействия аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду».
Правила установления приаэродромной территории утвердили постановлением правительства от 10 февраля 2017 года. В соответствии с ними, сообщили РБК Татарстан в пресс-службе минпромторга РФ, Казанский завод им. Туполева, как эксплуатирующая организация аэродрома «Борисоглебское», разработал проект решения о приаэродромной территории. В настоящее время документ проходит санитарно-эпидемиологическую экспертизу в управлении Роспотребнадзора по Республике Татарстан.
После этого проект приаэродромной территории представят на согласование в минпромторг РФ и правительство Татарстана. В федеральном министерстве отметили, что проект решения согласуют «с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная зона».
Сроков, когда планируется утвердить приаэродромную территорию, в министерстве не озвучили.
Годы простоя для бизнеса
По мнению гендиректора строительной компании «ФаРус» Рустема Юнусова, если приаэродромная зона для «Борисоглебского» будет разработана в соответствии с законодательными нормами, то проблема может разрешиться.
«Как минимум, нам должны будут выплатить компенсацию, либо будут приняты иные, вменяемые, решения. Однако если будут разработаны и утверждены подзоны с ограничениями и аварийной площадкой, то проблема нашей компании и собственников земель из числа физлиц не найдет решения», – сказал Юнусов.
Напомним, что в 2006 году компания «Тектоник» (с 2009 года ООО «СК ФаРус») приобрела у физлиц участок, площадью 47 га с кадастровым номером 16:16:120601:312, расположенный в 2 км от села Константиновка. На тот момент участок находился на территории Высокогорского района РТ, но спустя несколько лет он вошел в городскую черту. Никаких обременений на землях не было. Часть из них была продана гражданам под индивидуальную застройку.
Однако большую часть земли стройфирма планировала задействовать под микрорайон «Новое Царицыно», который предусматривал порядка 500 тыс. кв. метров жилья и объекты социальной инфраструктуры, где могли бы проживать 15-20 тыс. человек. Были получены необходимые для старта строительных работ документы.
Однако в 2010 году прокуратура через суд опротестовала полученное «СК ФаРус» от властей разрешение на строительство, так как оно не было согласовано с Казанским авиационным заводом.
С тех пор проблема остается нерешенной: строительная компания несет убытки, оплачивая налоги на землю, которую не может застроить, физлица – не могут ни продать, ни подарить, ни завещать купленные ими участки. Ни переговоры с КАЗ им. Горбунова, ни судебные тяжбы, по словам Юнусова, не принесли результата.
РБК Татарстан 29 августа направил запросы в пресс-службу ПАО «Туполев», куда входит Казанский авиазавод, и на само предприятие.
Гендиректор ООО «СК ФаРус» Рустем Юнусов рассказал РБК Татарстан, что несколько лет назад Казанский авиационный завод опубликовал на официальном сайте 7 приаэродромных подзон, для каждой из которых должны установлены возможные ограничения. Однако, как утверждает бизнесмен, вскоре информацию удалили.
«Ни в гражданском, ни в авиационном законодательстве не прописана необходимость создания аварийных площадок, только в инструкции завода. В ответ на все наши обращения представители предприятия ссылаются на нее, хотя этот документ разработали в советские времена», – сказал Юнусов.
Предприниматель считает, что ограничения на застройку земли, которой владеет возглавляемая им компания, не влияют на обеспечение безопасности населения. Разработка приаэродромной зоны, по его мнению, не имеет смысла. «Нереально предугадать, куда в случае ЧП, упадет самолет, при этом вокруг нашего участка все земли застроены», – сказал Юнусов.
Окруженное домами поле
Точку зрения руководителя казанской строительной компании поддержал гендиректор межведомственного центра аэронавигационных услуг «Крылья Родины» Евгений Туровцев. Он сообщил РБК Татарстан, что по обращению казанской стройфирмы и граждан, являющихся собственниками попавших в зону аэродрома «Борисоглебское» участков, центр проводил экспертизы. Копия одной из них есть в распоряжении редакции. В результате, эксперты пришли к выводу – строительство зданий, до 12 метров высотой, не представляет опасности ни для людей, ни для полетов.
«Мы сталкивались с попытками апеллировать к Воздушному кодексу. Однако в нем речь идет о взлетно-посадочных площадках, которые должны быть специально оборудованы и предназначены не только для посадки, но и для взлета. В Казани нет ничего подобного – участок представляет собой поле, окруженное лесополосами, дорогами, дачной и другой застройкой», – сказал Туровцев.
По его словам, ни у одного из аэродромов страны, подобных «Борисоглебскому», площадок для аварийной посадки нет. В целом, отметил Туровцев, площадка в той локации, где расположен проблемный участок, не имеет смысла.
«Последняя аварийная посадка вблизи аэропорта «Жуковский», когда Airbas с пассажирами посадили на кукурузное поле, служит тому примером. Когда самолет падает, подобрать какую-то конкретную территорию для экстренной посадки физически невозможно. Реактивная техника при отказе всех двигателей становится неуправляемой, она падает, куда придется. Для военных и других самолетов тех видов, которые строят на заводе в Казани, на случай аварии в инструкции четко прописано, что экипаж должен катапультироваться. Никаких других действий не предусмотрено. Если у самолета продолжает работать хотя бы один двигатель, то ничто не мешает ему вернуться на аэродром, и никакая площадка не нужна», –сказал гендиректор центра «Крылья Родины».
Туровцев предположил, что в Казани предпринята попытка рейдерского захвата земель с привлекательным расположением в черте города со стороны «неких сил». «Я не вижу других причин, почему предприятие не может найти компромисс с собственниками земли. Но это мое личное мнение», – отметил эксперт.
29 августа проблему данной территории, получившей название «зона 430» с полным запретом на новое строительство, прокомментировали на пресс-конференции чиновники казанского исполкома. Заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров сообщил, что власти города получили, в общей сложности, 64 из них от собственников жилья по улице Шоссейная и 20 обращений – из поселка Новая Сосновка. Заместитель руководителя исполкома Казани Радик Шафигуллин заявил, что уже построенные коттеджи сносить не планируется. Вопрос со снятием ограничений на новое строительство находится вне компетенции городских властей.
«Если уполномоченным органом – в данном случае министерством промышленности и торговли – ограничения будут сняты, то в зоне 430 может быть установлена территориальная зона по фактическому использованию», – сказал Тимур Латыпов.