Борис Титов пообещал казанским предпринимателям кредиты под 5,5%
В Казани уполномоченный при президенте по правам предпринимателей Борис Титов пообещал местным бизнесменам кредиты под 5,5% годовых, объяснил, почему вести бизнес в Казахстане выгоднее, чем в России, где «впереди паровоза поставили вагоны», а также выступил против бизнеса по наружной рекламе в Казани. Это первый визит бизнес-омбудсмена в Татарстан, в рамках которого он проинспектировал работу республиканского бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова и обсудил с бизнес-сообществом наболевшие проблемы.
2 ноября в Торгово-промышленной палате РТ Борис Титов встретился с предпринимателями и чиновниками, курирующими вопросы развития малого и среднего предпринимательства.
«Завершено формирование законодательной базы для института уполномоченного по правам предпринимателей, Совет Федерации уже одобрил закон, - начал Титов. – Теперь мы можем участвовать в арбитражных судах в качестве третьей стороны, только у нас есть полномочия выступать с инициативой по пересмотру дела в условиях окончания арбитражного процесса во всех трех инстанциях».
Помимо этого Борис Титов объявил бизнесменам, что в банковском секторе найден кредитный инструмент почти на 3 трлн рублей за счет нерыночных активов, который, по задумке властей, оживит сектор малого и среднего бизнеса. Правда, срок введения новой ставки он не назвал.
«Звучит немножко странно и кажется, что не про нас, а на самом деле это про нас – кредитование под 5,5% в банках под залог различных проектов, активов малого и среднего бизнеса. Это серьезные объемы, которые будут перечисляться банкам на развитие частного сектора», - сказал омбудсмен.
Борис Титов также сообщил, что в Татарстане работа уполномоченного должна строиться по принципу «вхождения во власть». Сейчас собирается штат аппарата, совместно с минэкономики РТ откроется приемная, а вместе с торгово-промышленной палатой будет создан центр медиации при аппарате уполномоченного: для мирного регулирования споров.
«До 80% дел, связанных с уголовными преследованиями бизнесменов имеют в своей основе конфликт между акционерами, партнерами, - заявил Титов. - Все начинается внутренней войной, дележом имущества, а потом, поскольку нет справедливого решения споров, начинают привлекать административный ресурс, правоохранительные органы, пытаются завести уголовные дела. Центры медиации помогут решить проблемы на ранней стадии».
По данным уполномоченного, 30% обращений к нему поступает по уголовным делам, 70% - административным. «Из Татарстана поступило 155 обращений из 4,5 тысяч – это не самый высокий показатель с учетом той доли в экономики России, которую занимает Татарстан», - заявил Борис Титов.
Отвечая на вопрос президента ассоциации малого и среднего бизнеса РТ Хайдара Халиуллина об оттоке капитала за рубеж, Борис Титов заявил, что не знает, что главным образом влияет на решение предпринимателей, которые закрывают свое дело и уезжают из страны.
«Конечно, когда ты только открываешь свой бизнес в России, к тебе выстраивается очередь из силовых структур и административных регуляторов и каждый с протянутой рукой, - констатировал он. – Растут и издержки: зашкаливают процентные ставки по кредитам, тарифы, еще сложнее ситуация обстоит с промышленными предприятиями и средним бизнесом, особенно в приграничных с Казахстаном районах, где все налоги для бизнеса в среднем ниже на 30% по сравнению с Россией. Отсутствием границы пользуются и китайские компании, которые в разы увеличили инвестиции в Казахстан, открывая там предприятия, основным рынком для которых является Россия».
Представительница рекламной ассоциации РТ рассказала Титову, что в 2012 году после проведения в Казани открытых аукционов на размещение наружной рекламы, только 1% этого рынка стал принадлежать малым и средним предприятиям – остальное заняли крупные компании. Однако омбудсмен не поддержал ее сетования.
"Не считается бизнес наружной рекламы делом для малых компаний, - заявил Борис Титов. - Некоторые, пусть и не все, считают, что наружная реклама – это такая частная лавочка, где малые компании договариваются с муниципалитетами. Но рекламный бизнес – это большой индустриальный бизнес, на котором должны зарабатывать честно и открыто".
Кроме того, по его словам, крупные компании стали регистрировать малые, чтобы сократить расходы на уплату налогов. "К сожалении, получается так, что рекламный рынок по-прежнему один из наиболее непрозрачных", - констатировал Титов. Позднее заявил, что вопрос наружной рекламы оказался самым сложным, и в первый раз он выступил против бизнеса.
Комментируя вопрос предпринимателя о 271 законе «О розничных рынках», в рамках которого рынки должны работать в капитальных зданиях, Борис Титов заявил, что это неправильный закон и "впереди паровоза мы поставили вагоны".
«Мы еще не настолько цивилизованная страна, чтобы не иметь рынков – это важный экономический и социальный момент, пусть иногда и прилавки не те и санитарные нормы под вопросом, но там можно купить дешевый товар, - считает бизнес-омбудсмен. – Да, есть ярмарки, но это ярмарки выходного дня. Многое еще зависит от муниципалитета, где-то этот процесс идет быстро, где-то медленнее».