Сколько натворили: АСИ оценило вклад креативных индустрий в экономику РТ
Как сообщила сегодня пресс-служба Агентства стратегических инициатив, вклад креативных индустрий в валовый региональный продукт подсчитали эксперты Центра городских компетенций. Подобное исследование было проведено впервые. Выборка данных осуществлялась за 2019 год.
Авторы исследования пришли к выводу, что на долю креативных индустрий приходится порядка 4,1% в структуре валового регионального продукта республики. РБК Татарстан направил запрос в минэкономики РТ.
Авторы исследования сообщают, что анализ был проведен основании ОКВЭД, включающий свыше 30 различных видов деятельности в областях «реклама и маркетинг», «архитектура», «ремесла», «дизайн: продуктовый, графический, предметный», «мода», «кино», «телевидение», «видео», «радио и фотография», «IТ-технологии», «программное обеспечение и компьютерные услуги», «издательская деятельность», «музеи, галереи и библиотеки», «музыка», «исполнительское и изобразительное искусство» и прочее.
Согласно исследованию, на долю креативных индустрий приходится 2,4% от общей суммы выручки всех зарегистрированных в РТ организаций или 142 млрд руб.
В топ-3 отраслей креативных индустрий РТ по количеству организаций авторы исследования включили разработку ПО – 3552 компании, архитектуру – 2776, рекламу – 2434.
Разработчики софта лидируют и по выручке – 48,8 млрд рублей, у архитекторов – 26,8 млрд, на третьем месте дополнительное образование (16,2 млрд руб.)
Валовый региональный продукт Татарстана по итогам 2019 года составил 2,5 трлн рублей. В структуре экономики наибольший удельный вес занимает промышленность – 48,0% (в том числе, добыча полезных ископаемых – 29,1%, обрабатывающие производства – 16,2%, обеспечение электрической энергией, газом, паром; кондиционирование воздуха – 2,3%, водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 0,4%), оптовая и розничная торговля – 11,6%, строительство – 8,0%, сельское хозяйство – 6,1%.
Центр городских компетенций АСИ пришел к выводу, что в креативных индустриях республики задействовано 17,6 тыс. организаций или 8,6% от общего количества юрлиц. В них работают 38,3 тыс. человек или 4,1% от общей численности рабочей силы РТ.
Среди городов и районов, по данным АСИ, по числу занятых в таких организациях сотрудников лидируют Казань и Набережные Челны – 10,8% и 7,1% соответственно. На третьем месте Антинский район – 6,6%.
При этом в сфере разработки ПО трудятся 12,3 тыс. человек, в архитектуре – 10,5 тыс., в рекламе заняты 3,7 тыс. татарстанцев.
«Креативные индустрии – для республики Татарстан новый, еще недостаточно изученный сектор с довольно высоким потенциалом. На сегодняшний день это один из важнейших несырьевых сегментов экономики региона с высокой добавленной стоимостью, на который сейчас стоит делать ставку. Однако до сих пор системной аналитики по данному сектору в стране не велось», – заявила руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.
Согласно исследованию, по России доля креативных индустрий в валовом внутреннем продукте составляет 4,37%. Показатель по ВВП Евросоюза – 4,2%. Авторы исследования отметили, что, например, доля строительной отрасли, по данным Росстата, в 2019 году составила порядка 5,9%.
«То есть, сейчас Россия не только среди мировых лидеров по вкладу креативных индустрий в ВВП, но данный сектор экономики сопоставим по влиянию с такими традиционными отраслями как строительство», – отметили в Центре городских компетенций.
Согласно исследованию, в креативных индустриях заняты порядка 3,6% работников России, доля от общей численности организаций страны – 2,9%, доля в сумме выручки всех организаций РФ – 4,5%. Наибольший вклад в валовой региональный продукт (ВРП) креативных индустрий зафиксирован в Москве (19,8%), Санкт-Петербурге (12,6%) и Иваново (12,3%).
Точно не меньше
Заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев предположил, что вклад креативных индустрий в экономику региона может быть больше, чем зафиксировали авторы исследования, ориентируясь на коды ОКВЭД организаций.
«У многих предпринимателей коды ОКВЭД разняться с реальной сферой деятельности. Если для ИТ-отрасли они важны, чтобы воспользоваться налоговыми льготами, то для сферы рекламы, дизайна, архитектуры они не столь приоритетны. Поэтому думаю, что провести подсчеты по кодам реально, но не так просто, и цифра будет другой», – сказал он.
Управляющий резиденции креативных индустрий «Штаб» Мансур Ахметшин в беседе с РБК Татарстан отметил, поскольку в понятие креативные индустрии входит широкий спектр направлений предпринимательской деятельности, то результаты исследования, с высокой вероятностью, могут отражать реальный вклад в валовый региональный продукт. «Креативные индустрии – это, скорее, некреативные специальности», – сказал он.
По его словам, резиденции, в РТ созданы площадки для предпринимателей из отраслей, входящих в креативные индустрии, которые создают им условия для работы. «Подобные площадки начали появляться в Татарстане раньше, чем в других в регионах. Они формируют инфраструктуру для комфортного развития креативных индустрий. На мой взгляд, это направление развито в республике достаточно хорошо», – сказал Ахметшин.
Резиденция креативных индустрий «Штаб» была открыта весной 2015 года. В 2020 году первый замруководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко назвал Татарстан одним из регионов-лидеров по разработке мер поддержки для креативных индустрий.
«Возможен целый набор дополнительных мер поддержки креативных индустрий. Очень важно, что такое понимание есть не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов. Первыми регионами, которые озаботились формированием правовых условий, законодательства по поддержке креативной индустрии, были Москва, Ханты-Мансийский АО, Нижегородская область, Республика Татарстан. Активно подтягиваются другие регионы», — сказал 11 ноября Кириенко на форуме «Сильные идеи для нового времени».
Невеликая доля
Аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов в беседе с РБК Татарстан отметил, что 4,1% в структуре валового регионального продукта – это «очень мало».
«Современная экономика довольно быстро уходит в цифровизацию, где наибольшую ценность имеют как раз специалисты из креативного класса, поскольку они приносят наибольшую долю прибыли бизнесу и государству. Развитые на сегодня страны имеют самый высокий в мире вклад креативных индустрий в ВВП. Например, в США это более 12% производства и около 10% всей рабочей силы. В Нидерландах креативная экономика составляет почти 10% ВВП, в ней занято порядка 7% трудоспособного населения. В России – в среднем, 4% ВВП, по некоторым оценкам – более 7%, в основном, за счет Москвы, в которой почти пятая часть производства и всех жителей заняты творческими профессиями», – сказал аналитик.
В то же время, отметил Емельянов, необходимо учитывать, что в Москве сосредоточено более половины всех вузов, СМИ, студий, рекламных агентств и так далее. И результат можно считать не следствием инновационности экономики, а «наследием столичного элитарного статуса».
«У Татарстана совсем иной профиль. Регион опирается на старый промышленный сегмент экономики, и, как следствие, имеет низкий вклад креативного производства», – сказал Емельянов.
Член экспертного совета комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Алим Бишенов считает, что вклад креативных индустрий в экономику страны можно оценить, как достаточно весомый. Однако к локомотивам экономики его пока причислить нельзя, но имеется потенциал для роста.
«Как мы видим из данных АСИ – в экономике Татарстана на долю креативных индустрий приходится 4,1% ВРП. Если рассмотреть каждый регион подробно, то большая часть регионов с эффективной экономикой продемонстрирует примерно такой же результат. Разумеется, более крупные города-миллионники будут генерировать больший прогресс в данной сфере, поскольку там сосредоточен наибольший спрос на их услуги», – сказал эксперт.
Бишенов считает, что авторы исследования хотели акцентировать внимание на необходимости поддержки креативных индустрий. Например, в Москве, где задействовано свыше 113 тыс. компаний и 500 тыс. человек, такие компании могут объединяться в креативные технопарки, резиденты которых могут рассчитывать на субсидии до 10 млн руб. на компенсацию процентов по кредиту расходов на приобретение или лизинг оборудования, на присоединение к инфраструктурным сооружениям.
«Полагаю, что опыт господдержки должны перенимать регионы, где доля таких индустрий в ВРП достаточно заметна», – сказал Бишенов.
Где не до креатива
Аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов пояснил, что термин «креативная экономика», в целом, описывает те сферы деятельности, которые занимаются оказанием коммерческих услуг для массового потребления. В основном, это реклама, дизайн и создание развлекательного контента.
«То есть работа парикмахера или учителя это не креативный труд, а просто услуги. А вот дизайнер причесок и автор обучающих онлайн-курсов – это креативная индустрия. Архитектурное бюро, если оно государственное, это просто учреждение. А если его модели продаются частным застройщикам, то это креативный сегмент. IT-компании, если они не создают ничего принципиально нового, например, дата-центры, тоже не относятся к креативу. Сейчас это уже больше технический сегмент по поддержке инфраструктуры. При этом разработка программ и игр – это в чистом виде креатив», – сказал Емельянов.
Аналитик отметил, что развитие креативных индустрий зависит от привлекательности региона для представителей ряда профессий. Главный сдерживающий фактор для большинства субъектов – это отток молодежи в столицу и другие крупные города, а также за границу, что, особенно, касается IT-сферы.
Чтобы привлечь креативную молодежь жить и работать на их территории, регионы сейчас стараются трансформировать городскую инфраструктуру под их требования. Как результат, создаются красивые общественные пространства, новый дизайн жилых районов, делается упор на экологию.
«Однако, строго говоря, у большинства регионов шансы на развитие креативных индустрий невелики. Социальная инфраструктура хромает, мало качественных больниц, школ и садиков, присутствует засилье типовой жилой застройки, промзон, ветхое ЖКХ, городские службы забюрократизированы. В общем, обстановка не способствует творчеству так, как если бы человек жил в культурных столицах или на курортном побережье. Даже если в регионе стабильный быстрый интернет и есть все условия для удаленки, не факт, что креативные сегменты будут там развиваться. Например, климат плохой, или из региона сложно путешествовать. В общем, мало условий для вдохновения», – считает Валерий Емельянов.