Перейти к основному контенту
Татарстан ,  
0 

Сколько натворили: АСИ оценило вклад креативных индустрий в экономику РТ

По данным Центра городских компетенций АСИ, на долю креативных индустрий приходится 4,1% в валовом региональном продукте Татарстана. Мнения экспертов о соответствии данных действительности разделились
Сколько натворили: АСИ оценило вклад креативных индустрий в экономику РТ

Как сообщила сегодня пресс-служба Агентства стратегических инициатив, вклад креативных индустрий в валовый региональный продукт подсчитали эксперты Центра городских компетенций. Подобное исследование было проведено впервые. Выборка данных осуществлялась за 2019 год.

Авторы исследования пришли к выводу, что на долю креативных индустрий приходится порядка 4,1% в структуре валового регионального продукта республики. РБК Татарстан направил запрос в минэкономики РТ.

Авторы исследования сообщают, что анализ был проведен основании ОКВЭД, включающий свыше 30 различных видов деятельности в областях «реклама и маркетинг», «архитектура», «ремесла», «дизайн: продуктовый, графический, предметный», «мода», «кино», «телевидение», «видео», «радио и фотография», «IТ-технологии», «программное обеспечение и компьютерные услуги», «издательская деятельность», «музеи, галереи и библиотеки», «музыка», «исполнительское и изобразительное искусство» и прочее.

Согласно исследованию, на долю креативных индустрий приходится 2,4% от общей суммы выручки всех зарегистрированных в РТ организаций или 142 млрд руб. 

В топ-3 отраслей креативных индустрий РТ по количеству организаций авторы исследования включили разработку ПО – 3552 компании, архитектуру – 2776, рекламу – 2434. 

Разработчики софта лидируют и по выручке – 48,8 млрд рублей, у архитекторов – 26,8 млрд, на третьем месте дополнительное образование (16,2 млрд руб.)

Валовый региональный продукт Татарстана по итогам 2019 года составил 2,5 трлн рублей. В структуре экономики наибольший удельный вес занимает промышленность – 48,0% (в том числе, добыча полезных ископаемых – 29,1%, обрабатывающие производства – 16,2%, обеспечение электрической энергией, газом, паром; кондиционирование воздуха – 2,3%, водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 0,4%), оптовая и розничная торговля – 11,6%, строительство – 8,0%, сельское хозяйство – 6,1%.

Центр городских компетенций АСИ пришел к выводу, что в креативных индустриях республики задействовано 17,6 тыс. организаций или 8,6% от общего количества юрлиц. В них работают 38,3 тыс. человек или 4,1% от общей численности рабочей силы РТ.

Среди городов и районов, по данным АСИ, по числу занятых в таких организациях сотрудников лидируют Казань и Набережные Челны – 10,8% и 7,1% соответственно. На третьем месте Антинский район – 6,6%.

При этом в сфере разработки ПО трудятся 12,3 тыс. человек, в архитектуре – 10,5 тыс., в рекламе заняты 3,7 тыс. татарстанцев.

«Креативные индустрии – для республики Татарстан новый, еще недостаточно изученный сектор с довольно высоким потенциалом. На сегодняшний день это один из важнейших несырьевых сегментов экономики региона с высокой добавленной стоимостью, на который сейчас стоит делать ставку. Однако до сих пор системной аналитики по данному сектору в стране не велось», – заявила руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.

Согласно исследованию, по России доля креативных индустрий в валовом внутреннем продукте составляет 4,37%. Показатель по ВВП Евросоюза – 4,2%. Авторы исследования отметили, что, например, доля строительной отрасли, по данным Росстата, в 2019 году составила порядка 5,9%.

«То есть, сейчас Россия не только среди мировых лидеров по вкладу креативных индустрий в ВВП, но данный сектор экономики сопоставим по влиянию с такими традиционными отраслями как строительство», – отметили в Центре городских компетенций.

Согласно исследованию, в креативных индустриях заняты порядка 3,6% работников России, доля от общей численности организаций страны – 2,9%, доля в сумме выручки всех организаций РФ – 4,5%. Наибольший вклад в валовой региональный продукт (ВРП) креативных индустрий зафиксирован в Москве (19,8%), Санкт-Петербурге (12,6%) и Иваново (12,3%).

Точно не меньше

Заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев предположил, что вклад креативных индустрий в экономику региона может быть больше, чем зафиксировали авторы исследования, ориентируясь на коды ОКВЭД организаций.

«У многих предпринимателей коды ОКВЭД разняться с реальной сферой деятельности. Если для ИТ-отрасли они важны, чтобы воспользоваться налоговыми льготами, то для сферы рекламы, дизайна, архитектуры они не столь приоритетны. Поэтому думаю, что провести подсчеты по кодам реально, но не так просто, и цифра будет другой», – сказал он.

Управляющий резиденции креативных индустрий «Штаб» Мансур Ахметшин в беседе с РБК Татарстан отметил, поскольку в понятие креативные индустрии входит широкий спектр направлений предпринимательской деятельности, то результаты исследования, с высокой вероятностью, могут отражать реальный вклад в валовый региональный продукт. «Креативные индустрии – это, скорее, некреативные специальности», – сказал он.

По его словам, резиденции, в РТ созданы площадки для предпринимателей из отраслей, входящих в креативные индустрии, которые создают им условия для работы. «Подобные площадки начали появляться в Татарстане раньше, чем в других в регионах. Они формируют инфраструктуру для комфортного развития креативных индустрий. На мой взгляд, это направление развито в республике достаточно хорошо», – сказал Ахметшин.

Резиденция креативных индустрий «Штаб» была открыта весной 2015 года. В 2020 году первый замруководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко назвал Татарстан одним из регионов-лидеров по разработке мер поддержки для креативных индустрий.

«Возможен целый набор дополнительных мер поддержки креативных индустрий. Очень важно, что такое понимание есть не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов. Первыми регионами, которые озаботились формированием правовых условий, законодательства по поддержке креативной индустрии, были Москва, Ханты-Мансийский АО, Нижегородская область, Республика Татарстан. Активно подтягиваются другие регионы», — сказал 11 ноября Кириенко на форуме «Сильные идеи для нового времени». 

Невеликая доля

Аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов в беседе с РБК Татарстан отметил, что 4,1% в структуре валового регионального продукта – это «очень мало».

«Современная экономика довольно быстро уходит в цифровизацию, где наибольшую ценность имеют как раз специалисты из креативного класса, поскольку они приносят наибольшую долю прибыли бизнесу и государству. Развитые на сегодня страны имеют самый высокий в мире вклад креативных индустрий в ВВП. Например, в США это более 12% производства и около 10% всей рабочей силы. В Нидерландах креативная экономика составляет почти 10% ВВП, в ней занято порядка 7% трудоспособного населения. В России – в среднем, 4% ВВП, по некоторым оценкам – более 7%, в основном, за счет Москвы, в которой почти пятая часть производства и всех жителей заняты творческими профессиями», – сказал аналитик.

В то же время, отметил Емельянов, необходимо учитывать, что в Москве сосредоточено более половины всех вузов, СМИ, студий, рекламных агентств и так далее. И результат можно считать не следствием инновационности экономики, а «наследием столичного элитарного статуса».

«У Татарстана совсем иной профиль. Регион опирается на старый промышленный сегмент экономики, и, как следствие, имеет низкий вклад креативного производства», – сказал Емельянов.

Член экспертного совета комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Алим Бишенов считает, что вклад креативных индустрий в экономику страны можно оценить, как достаточно весомый. Однако к локомотивам экономики его пока причислить нельзя, но имеется потенциал для роста.

«Как мы видим из данных АСИ – в экономике Татарстана на долю креативных индустрий приходится 4,1% ВРП. Если рассмотреть каждый регион подробно, то большая часть регионов с эффективной экономикой продемонстрирует примерно такой же результат. Разумеется, более крупные города-миллионники будут генерировать больший прогресс в данной сфере, поскольку там сосредоточен наибольший спрос на их услуги», – сказал эксперт.

Бишенов считает, что авторы исследования хотели акцентировать внимание на необходимости поддержки креативных индустрий. Например, в Москве, где задействовано свыше 113 тыс. компаний и 500 тыс. человек, такие компании могут объединяться в креативные технопарки, резиденты которых могут рассчитывать на субсидии до 10 млн руб. на компенсацию процентов по кредиту расходов на приобретение или лизинг оборудования, на присоединение к инфраструктурным сооружениям.

«Полагаю, что опыт господдержки должны перенимать регионы, где доля таких индустрий в ВРП достаточно заметна», – сказал Бишенов.

Где не до креатива

Аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов пояснил, что термин «креативная экономика», в целом, описывает те сферы деятельности, которые занимаются оказанием коммерческих услуг для массового потребления. В основном, это реклама, дизайн и создание развлекательного контента.

«То есть работа парикмахера или учителя это не креативный труд, а просто услуги. А вот дизайнер причесок и автор обучающих онлайн-курсов – это креативная индустрия. Архитектурное бюро, если оно государственное, это просто учреждение. А если его модели продаются частным застройщикам, то это креативный сегмент. IT-компании, если они не создают ничего принципиально нового, например, дата-центры, тоже не относятся к креативу. Сейчас это уже больше технический сегмент по поддержке инфраструктуры. При этом разработка программ и игр – это в чистом виде креатив», – сказал Емельянов.

Аналитик отметил, что развитие креативных индустрий зависит от привлекательности региона для представителей ряда профессий. Главный сдерживающий фактор для большинства субъектов – это отток молодежи в столицу и другие крупные города, а также за границу, что, особенно, касается IT-сферы.

Чтобы привлечь креативную молодежь жить и работать на их территории, регионы сейчас стараются трансформировать городскую инфраструктуру под их требования. Как результат, создаются красивые общественные пространства, новый дизайн жилых районов, делается упор на экологию.

«Однако, строго говоря, у большинства регионов шансы на развитие креативных индустрий невелики. Социальная инфраструктура хромает, мало качественных больниц, школ и садиков, присутствует засилье типовой жилой застройки, промзон, ветхое ЖКХ, городские службы забюрократизированы. В общем, обстановка не способствует творчеству так, как если бы человек жил в культурных столицах или на курортном побережье. Даже если в регионе стабильный быстрый интернет и есть все условия для удаленки, не факт, что креативные сегменты будут там развиваться. Например, климат плохой, или из региона сложно путешествовать. В общем, мало условий для вдохновения», – считает Валерий Емельянов.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 7 декабря
EUR ЦБ: 106,3 (-3,48)
Инвестиции, 06 дек, 18:27
Курс доллара на 7 декабря
USD ЦБ: 99,42 (-3,96)
Инвестиции, 06 дек, 18:27
Все новости Татарстан
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»Технологии и медиа, 09:41
Россияне назвали оптимальный размер пенсииОбщество, 09:39
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантингаPro, 09:39
В Донецке взорвался внедорожникПолитика, 09:33
В Татарстане план на год по вводу жилья выполнили на 100%Татарстан, 09:28 
Трамп заявил о желании Зеленского заключить мир и счел это «чем-то новым»Политика, 09:27
В ЦБ назвали объем наличных денег в обращенииЭкономика, 09:22
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Ефимов сообщил о реорганизации двух участков в ЮЗАО городским операторомГород, 09:15
Время, дети, авто: три совета от бизнесменов, как организовать отдыхРБК и Wey, 09:10
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноватPro, 09:09
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласованийБизнес, 09:00
Краснов заявил об увеличении количества выявленных взяток почти на третьОбщество, 08:58
ФСБ показала задержание мошенников из международной сети call-центровПолитика, 08:51
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селеPro, 08:39