Комфорт минус: как в Татарстане в 2024 году изменились цены на такси

Средняя стоимость ниже, чем в конце 2023-го
В 2024 году в Татарстане не зафиксировали увеличения средней стоимости поездки на такси после прироста на 22% годом ранее. На конец декабря она составляла порядка 31,2 руб. за 1 км пути, сообщили в Росстате.
По подсчетам РБК Татарстан, проведенным на основе данных официальной статистики, за год поездки на такси в республике подешевели на 1,2%. В целом на конец прошлого года средняя стоимость осталась на уровне аналогичного периода 2023 года, когда она составляла 31,7 руб. за 1 км пути.
Максимума в прошлом году показатель достигал в январе – 33,3 руб. Это на 33,4% дороже, чем в аналогичном месяце 2023-го. Минимум средней стоимости зафиксировали в мае – порядка 30,6 руб. за 1 км пути, что на 18% больше, чем годом ранее.
В Казани средний чек на поездки в 2024 году вырос, по сравнению с предыдущим годом, на 17%, рассказали РБК Татарстан в сервисе такси «Максим». Клиенты платили в среднем 380 руб.
В «Яндекс Такси» информацию о стоимости поездок на такси в Татарстане и его столице по итогам прошлого года не предоставили. При этом, в пресс-службе сервиса рассказали, что в новогодний период 2024-2025 средний чек составил 370 руб., что на 5% больше, чем в предыдущие зимние каникулы. Для сравнения, в целом по стране показатель вырос на 8% до 427 руб.
«Такая динамика свидетельствует о том, что спрос и предложение на платформе в декабре и праздничные дни чаще находились в балансе. Количество свободных машин соответствовало числу желающих воспользоваться услугой, что реже приводило к срабатыванию повышающих коэффициентов. Обычно в новогодний период средний чек демонстрирует одни из самых высоких темпов роста за год», — рассказали в пресс-службе «Яндекс Такси».
В Челнах дороже, чем в Казани
Среди городов Татарстана, в которых Росстат анализирует цены, самое дорогое такси в Набережных Челнах – в конце 2024 года средняя стоимость 1 км пути составила 37,5 руб. Это на 20% дороже, чем в целом по республике.
За год средняя стоимость поездки на такси в Набережных Челнах снизилась на 4%. Максимальный показатель в прошлом году составил 41,8 руб. за 1 км пути, который зафиксировали в июле, минимальный – 37 руб. по состоянию на май.
В Зеленодольске средняя стоимость поездки на такси к концу 2024 года достигла нового максимума и составила порядка 30 руб. По сравнению с декабрем предыдущего года, она увеличилась на 8,7%.
Средняя стоимость поездки на такси в Казани в конце прошлого года составила 27,8 руб. за 1 км пути – это меньше, чем в Зеленодольске, Набережных Челнах и в целом по Татарстану. За год показатель уменьшился на 2,5%.
Максимум средней стоимости поездки на такси в столице Татарстана в прошлом году зафиксировали в январе – порядка 30,8 руб. за 1 км пути. До минимума показатель опускался в апреле – 27,3 руб.
По данным сервиса «Максим», средняя протяженность поездки на такси в Казани в прошлом году составила 7,5 км. Средняя продолжительность осталась на уровне 2023 года и составила 30 минут.
Дешевле, чем в среднем по России
Поездки на такси в Татарстане в декабре 2024 года были дешевле, чем в Приволжском федеральном округе (порядка 36,2 руб.) и в среднем по России (47,8 руб.). В ПФО, к примеру, средняя стоимость услуги за год выросла на 12%, а по стране в целом – на 16,5%.
«Основанием для повышения стоимости перевозок стал рост расходов на содержание и обновление автопарка такси. За последние несколько лет высокими темпами растет стоимость запчастей, ремонта автомобилей, стремительно увеличивается стоимость новых автомобилей, а также остается очень высокой стоимость страхования ОСАГО. В дополнение к нему добавился новый вид страхования – ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика)», — рассказала РБК Татарстан руководитель пресс-службы Общественного совета по развитию такси Екатерина Киселева.
В 2025 году тенденция к увеличению стоимости поездок сохранится, прогнозируют в организации. Как уточнила Киселева, это связано с тем, что растущее экономическое давление на бизнес не ослабевает.
«Например, сохраняется высокий уровень ключевой ставки Центробанка, что делает автокредитование и лизинг труднодоступными для обновления парков. Повышающаяся ставка утилизационного сбора также негативно отразится на стоимости обновления автопарков», — заявили в пресс-службе Общественного совета по развитию такси.
Что будет дальше
В Общественном совете по развитию такси обратили внимание, что со времен коронавирусных ограничений, которые сильно затронули такси, и по сей день предприниматели и компании не получают целенаправленной поддержки от государства. При этом с его стороны требования к перевозчикам продолжают ужесточаться.
Например, в Татарстане с 1 сентября 2023 года вступил в силу закон о такси. В документе указано, что деятельность в этой сфере осуществляется на основании разрешения, предоставляемого и подтверждаемого записью в региональном реестре перевозчиков. Так, юрлицам и индивидуальным предпринимателям его выдают на пять лет, гражданам – на аналогичный либо меньший срок, указанный в заявлении. О выполнении требования о постановке в республиканский реестр служб заказа легкового такси заявили, например, в сервисе «Максим».
«Что касается требований к перевозчикам, то их исполнение – это обязанность самих перевозчиков как самостоятельных субъектов предпринимательской деятельности», — уточнили в пресс-службе компании.
Кроме того, республиканским законом о такси установлены требования к цветовой гамме кузова такси – он должен быть либо белым, либо желтым. При этом в Казани, несмотря на то, что требования действуют почти полтора года, до сих пор можно встретить в такси машины черного, серого и иных цветов.
Среди новшеств 2025 года в Татарстане – запрет работающим в регионе компаниям принимать на работу в такси мигрантов. Указ раиса республики Рустама Минниханова, вводящий ограничение, должен вступить в силу в ближайшие дни. Действовать запрет на труд мигрант в такси (в общей сложности он затронул 10 видов экономической деятельности – прим. РБК Татарстан) будет до конца текущего года.
Кроме того, в Татарстане могут создать управление такси. С предложением органы, которые будут регулировать эту сферу, в январе 2025 года выступил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов. Причиной стал резкий всплеск количества заявлений на осуществление деятельности такси.
«В среднем, в министерство поступает 150 заявлений в сутки, в пиковые дни бывает по 500. Нужны технические и организационные решения в связи с таким наплывом. Нужно решать вопрос по созданию управления такси или сразу управления такси и общественным транспортом агломерации», — заявил глава Миндортранса РТ.
По данным министерства, в Татарстане количество автомобилей с разрешением на осуществление деятельности такси, в 2024 году достигло порядка 15,1 тыс. За год их стало больше на 89%.
Рост наблюдается второй год подряд – в 2023 году разрешения выдали для порядка 8 тыс. автомобилей, что на 140% больше, чем в 2022-м.
Инициативу Ханифова о создании в Татарстане отдельного управления по развитию такси поддержали в Общественном совете по развитию такси. В пресс-службе организации заявили, что готовы оказать республике поддержку в развитии «безопасных и качественных таксомоторных услуг».
Подпишись на Telegram РБК Татарстан