ПО и логистика: с какими трудностями столкнулся бизнес РТ из-за санкций
Бизнес и софт
Как сообщил РБК Татарстан бизнес-омбудсмен, помощник президента РТ Фарид Абдулганиев, к нему поступили обращения от субъектов предпринимательской деятельности по вопросам сбоев в работе иностранного программного обеспечения.
«У нас был ряд обращений от компаний из ресторанного бизнеса. У них есть импортное программное обеспечение, за которое они платят абонентскую плату, оно начало работать с перебоями. В результате, вопрос автоматизации работы ресторанов оказался под угрозой. Сейчас мы нашли ряд аналогов, которые являются отечественными разработками и полными аналогами по функционалу», – рассказал Абдулганиев.
Бизнес-омбудсмен считает, что в сложившейся ситуации бизнесу будет предпочтительнее изучить и начать использовать отечественные программные разработки для обеспечения бесперебойной работы.
«Я вчера посетил фулфилмент-центр одной компании, которая работает на зарубежном программном обеспечении по управлению складами. Выяснилось, что его очень сложно нарастить. В результате, они решили перейти на отечественный продукт, который значительно дешевле, а функционал у него такой же. Переход займет около полугода, но, тем не менее, это выход из создавшейся ситуации», – сказал Абдулганиев.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин заявил, что против России ведется цифровая война. Объектами атак становятся и граждане, и бизнес.
«То ПО, которое есть, во многом, российские разработки. Сбои связаны с потерей связанности: интернет сегодня работает с перебоями. Идет атака на обычные негосударственные ресурсы, так как государственные атаковать уже отчаялись. Хакеры переориентируются на обычный бизнес, на то, чем пользуются люди. К примеру, софт, которым пользуются официанты в ресторанах, кассы. Также объектами нападения являются абсолютно мирные системы, которым пользуются те люди, которые делают бизнес, жители, которые, например, хотят купить билеты на поезд и так далее. Атаки идут со всего мира, и их много, не все системы выдерживают», – сказал эксперт.
Долгие дороги
Омбудсмен добавил, что из-за геополитической ситуации бизнесу, в частности, маркетплейсам приходится перестраивать логистические цепочки. «Какие-то цепочки рвутся, и необходимо время, чтобы наладить новые. Тем, у кого было европейское направление доставки, приходится переориентироваться на азиатское. Мы сразу чувствуем, как рынок реагирует на происходящие геополитические события. Что происходило, когда в январе развернулись события в Казахстане, – была задержка доставки товаров. Трудно сказать, сколько времени потребуется на решение этих вопросов», – сказал бизнес-омбудсмен.
РБК Татарстан направил запросы в пресс-службы маркетплейсов о скорости доставки в сложившейся ситуации. Ответы не поступили. Ряд компаний заявили, что воздержатся от комментариев.
Абдулганиев сообщил, что работу сейчас проводят и грузоперевозчики. По его словам, проводил встречу с представителями компании, которая является партнером Maersk, которая с 1 марта приостановила прием заказов на отгрузку контейнеров в российские порты.
«Такие компании постоянно работают в состоянии контролируемого стресса. Проще говоря, они забирают контейнеры из одного порта и везут в другой, где есть лояльный перевозчик. Безусловно, это приводит к срыву сроков доставки. А покупательский спрос есть, он не претерпит быстрых изменений», – сказал бизнес-омбудсмен.
По данным омбудсмена, в 2021 году число татарстанских селлеров на маркетплейсах выросло в 7 раз до 23,1 тыс. Их выручка составила 25 млрд рублей.
Как сообщил РБК Татарстан председатель правления объединения перевозчиков Казани Владислав Абрамов, в ближайшее время в отрасли ожидаются массовые банкротства.
«Сейчас наши поставщики выставляют нам счета за запчасти с указанием, что они действительны в течении 1 часа. При этом некоторые необоснованно завышают цены в 2-4 раза. Мы находимся в состоянии неопределенности. Я остановил сейчас все, мы ничего не предпринимаем. Какие-то клиенты еще просят доставить что-то, но мы просим деньги вперед. Я тоже не могу потратить последнее топливо и последние деньги на дорогу и потом не получить ничего», – рассказал он.
Также Абрамов отметил, что многие поставщики либо убрали запчасти с полок магазинов, либо взвинтили цены. «Я думаю, что мы вернемся в 90-е годы. Мы очень расстроены. Все комплектующие у нас импортные, начиная от Германии и заканчивая Китаем. Из прессы вижу, что многие автозаводы встали из-за отсутствия комплектующих. Я ожидаю массовых банкротств, но мы все-таки страна большая – переживем и это. Но сейчас у меня самые плохие предчувствия и ожидания», – сказал он.