Роботизированные автомобили для МЧС выпустит КАМАЗ в 2017 году
Использование в логистической цепочке полностью автономных машин, уже становится реальностью. Год назад на «КАМАЗе» приступили к первым тестовым испытаниям прототипа беспилотника.
«КАМАЗ» это первый кэйс. Мы на него рассчитываем, это большой пилотный проект. Но эта платформа универсальна может применяться в любых ТС» - говорит о перспективах, которые открывает сотрудничество с автогигантом из Татарстана генеральный директор компании разработчика программного обеспечения для российского беспилотника Cognitive Technologies Андрей Черногоров.
Монтаж оборудования на первом беспилотном КАМАЗе завершился в начале мая в научно-техническом центре «КАМАЗа» (НТЦ). На серийную модель установили компоненты, необходимые для отработки разных режимов автономного движения автомобиля: радары, лидар (активный оптический сенсор, испускающий лазерные лучи в сторону цели во время движения транспорта), видеокамеры, системы связи и бортовые компьютеры. Сейчас проект по созданию беспилотного «КАМАЗа» находится на принципиально новой стадии перехода от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ к внедрению их результатов в промышленные образцы. Ранее в Набережных Челнах грузовик прошёл предполигонные испытания, подтвердившие качество сборки и работу всех систем. Как недавно заявил генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин, серийное производство машины может начаться не раньше, чем через два года.
«К 2020 году запланирован выпуск опытно-промышленных партий магистральных тягачей с системой ADAS класса «Автономное управление» и автобусов для движения по фиксированным маршрутам. Ещё раньше, уже в 2017 году, планируется выпустить первые роботизированные автомобили для МЧС, в 2018 году - роботизированные шасси КАМАЗ для добывающей отрасли», - отметил Сергей Когогин.
Существует пять международных классов автономности. Начиная, от полностью ручного управления и заканчивая полностью автономным. Когда система сама понимает, как ей находить путь и автомобиль может проехать из заданной точки А в точку В. Во многих гражданских машинах встроена система автоматического торможения перед препятствиями или предупреждения о съезде с полосы. Авто может держать дистанцию, от впереди идущей машины.
«Все это элементы 1-го, 2-го, класса. Дальше машина сама все это выполняет, держит полосу, поворачивает, можно ехать, не держась за руль. Пятый класс - в чем суть наших разработок, когда машине задаешь адрес, и она туда приезжает»,- рассказывает Андрей Черногоров о программном обеспечении и аппаратном комплексе, который делает расчеты на борту и посылает команды на орган управления ТС.
С внедрением этих разработок увеличивается скорость перемещения грузов и деловых операций. Обеспечивается минимальное время простоя грузового ТС.
«Наша цель, чтоб грузовик все время ехал. Включил автопилот и в Китае его принял. Эстафетный момент есть, водители меняются на точках. Для «КАМАЗа» логистические операторы являются основными заказчиками. Эта платформа универсальна может применяться в любых ТС», -добавил генеральный директор компании разработчика.
Ноу-хау система может применяться как в гражданской, так и специальной сфере. Транспортные средства оснащенные такими системами смогут двигаться вне дорог, расчет производится машиной так, что ей не нужно для этого специального шоссе.
«Она может ехать в чистом поле, находя оптимальный маршрут исходя из анализа обстановки. Она смотрит за препятствиями, пнями, оврагами, камнями. Также как человек глазом пытается выискать оптимальный маршрут, в этом плане есть инновационность»,- подчеркнул Андрей Черногоров.
Инвестиции в разработку уже составили порядка полутора миллиарда рублей. Средства частно-государственные с долей участия 50 на 50%. Схема финансирования начиналась с поддержки минобрнауки РФ, а в последствие подключились компании «КАМАЗ» «Россельмаш» и «Союз Агро». Всего на реализацию проектно-тестовых изысканий может потребоваться около 18 миллиардов рублей. Ориентировочно автогигант из Татарстана вложит в проект от 3 до 4 млрд. Цифра рассчитана до 25 года и на конце этого проекта разработчики гарантируют полную автономность пятого класса. В рамках этих 18 миллиардов средства будут направлены и на строительство тестовой территории имитирующей городские условия. И есть заявка на строительство полигона от Татарстана.
Разработчик признается, что уже сейчас на дорогах могло бы быть до 10% автономных авто. Но законодательство отстает. Это сдерживает испытания на дорогах общего пользования.
«Наша разработка тем и отличается. Дороги - они нам не мешают. Знаки мы недавно внесли соответствующие. А в законодательстве вакуум правовой. Нет определения беспилотного ТС. Нет субъекта ответственности. Кто отвечает, если беспилотник попадёт в аварию?», - задаются вопросом авторы проекта.
Так что на внедрение новшеств потребуется не один год. Завершить все разработки и начать массовое распространение беспилотного транспорта планируется к 2025 году.