Худшие автошколы Татарстана получат "черные метки" от ГИБДД
Деятельность автошкол Татарстана подверглась резкой критике в ходе заседания правительственной комиссии РТ по обеспечению безопасности дорожного движения, которое состоялось 3 октября. Заместитель премьер-министра РТ Юрий Камалтынов призвал ставить "чёрные метки" автошколам, н соблюдающим законодательство, а глава республиканского ГИБДД Рифкат Минниханов пообещал через год выявить инструкторов, чьи ученики чаще всего попадают в ДТП. Эти данные чиновники собираются предать публичной огласке через ведомственные сайты. Критикуемые автошколы, в свою очередь, утверждают, что в низком качестве подготовки водителей виноваты не школы, а сами ученики и ГИБДД, которая выдает им документы на вождение.
Как рассказал на заседании правительственной комиссии заместитель министра образования РТ Равиль Хамитов, в прошлом году департамент надзора и контроля минобразования РТ провёл всего две проверки автошкол. В этом году число проверок резко выросло - их запланировано 35, 27 образовательных учреждений уже проверены. Всего же в республике 268 автошкол.
Во всех проверенных автошколах были найдены нарушения законодательства, констатировал чиновник. «81% автошкол не имеют автодромов, практически половина не имеют оборудованных автоклассов, для проведения занятий. У 66% частично или полностью отсутствует методическая документация», - рассказал Равиль Хамитов. По закону об образовании и закону о безопасности дорожного движения, автошколы должны иметь учебно-программную и методическую документацию, оборудованные дополнительными педалями и соответствующим образом зарегистрированные транспортные средства, автодромы, оснащённые классы для обучения, квалифицированных инструкторов с соответствующим стажем вождения и уровнем образования.
Доклад был очень эмоционально воспринят Юрием Камалтыновым. «Ощущение такое, что мы ничего сделать не можем!» - заявил вице премьер и тут же предложил вариант решения проблемы. «Поставьте "чёрную метку" на школу, и всё. Если у неё нет помещения, если у неё нет автодрома, если у неё нет соответствующей документации.. у меня ощущение такое, что ни один из таких выпускников не сдаст экзамены», - подытожил вице премьер.
Напомним, на сайте ГИБДД есть рейтинг школ, составленный по количеству выпускников, успешно сдавших экзамены. Список разделён на 2 части (зелёную — школы, выпускники которых успешно сдают экзамены, и красную — школы где больше 75% выпускников проваливаются). Таким образом, любой желающий пойти учиться на права может ознакомиться со списком недобросовестных школ.
Поддержал критику татарстанских автошкол и заместитель прокурора РТ Фарит Загидуллин. Список нарушений, выявленных прокуратурами, представитель надзорного ведомства прокомментировал коротко: «Мало того что эти горе-инструкторы научить не могут, так они ещё с такой учебной техникой сами попадают в аварии и чаще всего являются их виновниками».
Чиновники связывают такое положение дел с коммерциализацией сферы обучения водителей: из 268 татарстанских автошкол республики 203 представляют из себя коммерческие структуры. «Мы видим определённый дисбаланс, большинство — это коммерческие организации, в уставе которых черным по-белому написано: цель деятельности — извлечение прибыли», - заявил Хамитов.
К такому же выводу пришли и в прокуратуре. «Выполнение требований закона при подготовке водителей, качество подготовки, качество обучения стали делом десятым, главное - прибыль. В транспортный поток вливаются малоподготовленные, порой неадекватные участники дорожного движения», - заявил в ходе заседания правительственной комиссии заместитель прокурора РТ.
Глава республиканского ГИБДД Рифкат Минниханов рассказал РБК-Татарстан о планах отслеживать не только эффективность сдачи экзаменов, но и выявлять инструкторов, чьи ученики чаще нарушают правила дорожного движения. Напомним, сейчас ГИБДД в Татарстане внедряет практику введения специальных документов со штрих-кодами, по которым каждый учащийся на права вождения заносится в электронную базу.
«Введение штрих-кода нам позволяет через водителя (который сел за руль, нарушает правила дорожного движения, попадает в ДТП), анализировать каждого инструктора, через кого прошёл этот водитель. Это не быстро, но через год мы можем уже иметь картину тех преподавателей у кого будет отслеживаться эта статистика», - рассказал Рифкат Минниханов.
Директор автошколы «Вип-авто» (занимает второе место в рейтинге ГИБДД) Фарид Нагимов поддерживает идею наведения порядка в автошколах. «"Черные метки", конечно надо делать, если у автошколы несколько людей попадает в аварии, тем более со смертельным исходом. Конечно, такие школы надо закрывать», - сказал он РБК-Татарстан, отметив, что при этом нужно внимательно рассматривать причины ДТП.
Руководитель автошколы из "красной" части рейтинга, пожелавший остаться неизвестным, отметил, что «права выдаёт ГИБДД, и подписи ставит ГИБДД". "Мы обучаем людей, после этого они идут и сдают экзамены. Тот бардак, который творится на дорогах, не вина автошкол», - уверен он.