Под грузом госдолга: выживет ли Татарстан без бюджетных кредитов
По словам Галимовой, объем госдолга, который озвучил вчера министр финансов РТ, не является сенсационным. Этот показатель фигурирует в докладах Радика Гайзатуллина на протяжении нескольких лет. Исполнять социальные обязательства задолженность в 94,9 млрд рублей не мешает.
«Рисков и опасений по поводу того, что возникнут какие-то проблемы в связи с этой долговой нагрузкой, у нас нет. Я хочу только обратить внимание на тот факт, что в республике несмотря на существование этого госдолга ведется активная работа по целому пулу государственных президентских программ. Более 90% доходной части нашего бюджета покрывают государственные программы. Это 256 млрд рублей только в этом году. Запланировано более 30 государственных президентских программ. Подразумевается строительство школ, домов, детских садов, дорог, больниц. Другими словами, данный госдолг никакие ограничения не накладывает», – заявила Галимова.
По ее словам, регион будет реализовать принятый ранее план по реструктуризации госдолга.
Налоги обещали не повышать
Депутат Госдумы от Татарстана, член комитета по налогам и бюджету Айрат Фаррахов вспомнил в беседе с РБК-Татарстан о проведенной по инициативе президента Владимира Путина реструктуризации бюджетных кредитов, взятых регионами. По его словам, это был существенный вклад федерального центра в развитие субъектов.
В 2017 году стало известно, что в течение прошлого года реструктурировали 12,2 млрд руб. бюджетных кредитов, которые республика брала на проведение чемпионата мира по водным видам спорта, прошедшего 3 года назад. Осталось еще 5,7 млрд рублей. Тогда министр финансов России Антон Силуанов обещал оказать содействие.
Фаррахов считает, что в сложившейся ситуации для субъектов главная задача – это развитие налоговой базы и дополнительные доходы. По мнению депутата, нужно создавать условия для бизнеса, открывать новые производства, повышать инвестиционную привлекательность. Депутат Госдумы напомнил: федеральное правительство обещало, что налоговая нагрузка останется неизменной в ближайшие 6 лет.
«В последнее время вопросы межбюджетных отношений и варианты их решения все чаще приводят к тому, что регионы, такие, как Татарстан, теряют часть доходов, которые они могли бы направить на инвестиции, формирование заделов для будущей налоговой базы. В этой ситуации чрезвычайно важны предсказуемость федеральной власти и возможности для дальнейшего смягчения задолженности субъектов. Я думаю, эти вопросы будут подняты Госдумой. Парламент обратится к этой теме ближе к 2023 году», – сказал Фаррахов.
Траты на социалку придется снизить
Опрошенные РБК-Татарстан эксперты поддержали депутата: республике нужны новые предприятия и условия для ведения бизнеса, чтобы налоги и траты внутри региона росли и питали казну. Однако оптимизма члена Госдумы они не разделяют. Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев назвал эти меры долгосрочными.
«Краткосрочно – это повышение собираемости налогов, усиление фискального контроля и фискальной нагрузки на бизнес», – сказал Коренев. А для развития бизнеса, напротив, налоги нужно понижать.
Старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова считает, что в бюджете-2018 Татарстан рассчитывал опереться исключительно на налоговые поступления от нефтедобывающих компаний для роста доходов. Это, по ее словам, разумно, учитывая стоимость углеводородов и колебания курсов валют. «Этого недостаточно, одной только «сырьевой иглы» не хватает», – констатировала она.
Коренев считает, если Татарстан столкнется с серьёзными трудностями из-за дефицита бюджета и при погашении задолженности, то власти будут вынуждены просить у федерального центра послаблений.
«Если руководство республики выберет путь простого увеличения налоговой нагрузки на бизнес, то это однозначно негативно скажется на активности мелкого и среднего предпринимательства, что, в конечном итоге, способно затормозить развитие экономики региона», – сказал Коренев.
Бодрова обратила внимание, что вместе с доходами в бюджете Татарстана растет и его дефицит. По ее мнению, региону нужно детально изучить расходные статьи и не наращивать их, пока не будет уверенности в том, что регион может позволить себе эти траты.
«Без новых коммерческих кредитов Татарстану придется снизить траты на строительство, «социалку» и инфраструктуры проекты», – заявила Бодрова.
Напомним, что вчера министр финансов РТ Радик Гайзатуллин сообщил, что из 94,9 млрд рублей госдолга 84,9 млрд приходится на федеральные кредиты. Сейчас республика выплачивает их по ставке в 0,1%. Выплаты в год не превышают 300 млн рублей. На будущее бюджетных кредитов не предусмотрено. С 2023 года льготный период заканчивается. По словам Гайзатуллина, в год придется платить до 7 млрд рублей.
Республика не может взять коммерческие кредиты, потому что сумма долга не должна превышать 50% от собственных доходов. Министр назвал досдолг «напряженным».
В проекте бюджета-2019 объем доходов прогнозируют в размере 228,2 млрд рублей, расходов – 232,4 млрд рублей. Дефицит – более 4 млрд рублей.