В Казани обсудили кибербезопасность умных городов
Как заявил РБК Татарстан представитель «Лаборатории Касперского» Марат Нуриев, затраты на внедрение «умных» технологий могут окупиться в короткие сроки. Нуриев – стал одним из спикеров секции IoT&AI World Summit Russia «Умные города и ЖКХ».
— Существуют ли в сегодняшней российской действительности умные города?
Концепция «умный город» представляет собой объединение усилий общества, государства и технологий для повышения эффективности работы и повышения качества жизни людей. Она подразумевает непрерывный процесс, который включает и организационные мероприятия, и внедрение новых технологий.
Безусловно, на территории России есть примеры внедрения концепции «умный город»: на протяжении многих лет этой работой занимаются в Москве. Ведется она и в других городах – Санкт-Петербурге, Казани и так далее. Наша компания участвует в пилотном проекте «умное и безопасное ЖКХ» в Оренбурге.
Элементы умного города существуют уже сейчас: Россия может дать фору зарубежным странам, например, по уровню внедрения платежных систем, каршеринга и сервисов заказа такси. Нельзя не учитывать, что в РФ высокий уровень подготовки ИТ-специалистов, в частности, в области кибербезопасности. Компании создают собственные разработки: у нас есть возможность не покупать за границей технологии для ее обеспечения.
При этом проводить какие-либо сравнения достаточно сложно, потому что каждая страна развивает те опции, которые видятся наиболее приоритетными. Например, таким странам, как Сингапур, которые ограничены по территории, важно контролировать потребление ресурсов, и там внедряются соответствующие технологии.
— Можно ли отнести к числу «умных» городов расположенный в Татарстане Иннополис?
На мой взгляд, Иннополис – это хорошая площадка для тестирования и внедрения передовых технологий. Там созданы все условия. Во-первых, городом руководит достаточно прогрессивная команда. Во-вторых, Иннополис - это замкнутая инфраструктура, которой владеет и управляет одна компания. Ей не нужно согласовывать с собственниками или арендаторами квартир внедрение, например, систем учета ресурсов. Если говорить об обычных домах, то в них некоторые из жильцов могут отказаться от установки счетчиков, что помешает внедрению и запуску целостной системы учета потребления ресурсов. Третий позитивный фактор – сложившееся в Иннополисе сообщество программистов, которое может внедрять «умные» решения.
— То есть небольшой размер города играет Иннополису на руку в части внедрения «умных» технологий?
Если рассуждать с этой точки зрения, то да.
— Получается, «умные» города не могут быть большими?
Конечно, могут и уже есть. Другое дело, что внедрение тех или иных технологий в большом городе наталкивается на различные барьеры. Если говорить об учете ресурсов, то в России схема работы отличается от других стран. Например, в Китае люди платят за электричество авансом, счетчики принадлежат энергокомпаниям, в результате, их замена на «умные» проходит проще и быстрее. У нас счетчики принадлежат собственникам жилья.
Однако подвижки в решении данной проблемы уже есть: регуляторика, с высокой вероятностью, сместится в сторону того, что за приборы учета будут отвечать не жители, а либо поставщики ресурсов, либо структура, которая будет заинтересована в повышении эффективности потребления.
Однако, хочу подчеркнуть, что вопросы кибербезопасности – это сквозная тема при внедрении подобных технологий вне зависимости от сферы, страны. Без решения данного вопросы вся цифровизация может быть поставлена под сомнение. Мы активно работаем в этом направлении. У нас есть специальное решение для интернета вещей: мы разработали собственную безопасную операционную систему, которая позволяет защитить инфраструктуру умных городов.
— Часто ли «умные» города подвергаются кибератакам?
С ростом сложности ИТ- и телеком-инфраструктуры у злоумышленников появляется больше возможностей для проникновения. Накоплена достаточно большая база по видам атак на «умные» города. Самые масштабные случаи попадают в новостные сводки. Например, три года назад произошла атака на управление муниципального транспорта Сан-Франциско, в платежную систему которого был внедрен вирус, заблокировавший работу всех платежных терминалов. Власти приняли решение, что транспорт в течение нескольких дней будет работать бесплатно, поскольку люди не имели возможности платить за проезд.
Недавно эксперты Kaspersky ICS CERT, проводили исследование ландшафта киберугроз для умных зданий. Оказалось, что в первой половине 2019 года в мире вредоносное ПО было заблокировано на 38% компьютерах АСУ, отвечающих за такие здания.
Есть и другие примеры – наши специалисты проводили исследования по попыткам вмешательство в работу камер видеонаблюдения. 3 года лет большое количество устройств были заражены вирусом Mirai, в том числе пострадало значительное число камер. В России в 2014 году в результате атаки в Подмосковье были выведены из строя порядка 100 камер видеофиксации. Их восстановление заняло до 5 дней: требовался физический доступ к каждому устройству. В течение этого времени ГИБДД не получало данных о движении автомобилей на данном участке дороги.
В 2010 году на Садовом кольце в Москве на видеоэкране в результате кибератаки транслировалось непристойное видео. Злоумышленники знают об уязвимости камер, и наша система Kaspersky OS призвана защищать эти и другие устройства от подобных вмешательств.
Кибербезопасность – это не однодневный вопрос, а непрерывный процесс, который состоит из нескольких аспектов. Это и стандартизационная, регуляторная часть, и обучение граждан и персонала, и профессиональный анализ угроз. Благодаря высокой квалификации российских ИТ-специалистов у нас есть возможность совместно решать задачи по обеспечению кибербезопасности систем на базе технологий «Интернета Вещей».