Сетевой подход: бизнес РТ нарастил присутствие на онлайн-маркетплейсах
По итогам 2020 года, продажи татарстанских предпринимателей на онлайн маркетплейсе Wildberries выросли почти в 5 раз, достигнув 2,36 млрд руб. По объему оборота в Приволжском федеральном округе Татарстан поднялся за год с пятого на второе место, сообщает пресс-служба компании. Число новых продавцов из республики на площадке онлайн-ритейлера увеличилось в 5 раз до 828 субъектов.
10 декабря прошлого года бизнес-омбудсмен, помощник президента РТ Фарид Абдулганиев рассказал журналистам, что на долю e-commers приходится 3% в обороте розничной торговли региона, который в позапрошлом году составлял порядка 1 трлн рублей. Российский показатель равен 33% от оборота розницы, составившего в 2019 году 33 трлн руб.
«Разрыв очень велик, несмотря на цифровую грамотность населения, покрытие интернетом, обеспеченность скоростным интернетом 77% домохозяйств республики», – сказал Абдулганиев.
На электронных торговых площадках товары реализуют 3,5 тыс. татарстанских компаний. Бизнес-омбудсмен назвал данное количество «ничтожно малым, по сравнению с тем, что может принять рынок».
«Президент РТ поручил рассмотреть проблемы и, возможно, упростить алгоритм попадания компаний на электронные торговые площадки. Мы ведем эту работу: расшифровали, как можно попасть на Ozon, Wildberries, это не так просто. Нужны время и инвестиции»,– сказал Абдулганиев.
По данным Wildberries, число активных пользователей маркеплейса из Татарстана увеличилось в 2,5 раза до 386 тыс. человек. Всего за год татарстанцы приобрели в интернет-магазинах товаров на сумму 4,9 млрд рублей, что на 163% больше по сравнению с 2019 годом.
Наиболее динамично растущей стала категория «здоровье». Жители республики приобрели онлайн в 20 раз больше таких товаров, а самыми востребованными стали одноразовые маски и антисептики.
В пресс-службе «Ozon» РБК Татарстан сообщили, что 9 месяцев прошлого года оборот от продаж татарстанских предпринимателей составил 600 млн рублей, что составляет порядка 1% от выручки всех предпринимателей маркетплейса. Чаще всего местные предприниматели продавали бытовую технику и электронику, продукты питания, товары для дома и автомобилей. Товары через Ozon реализовали свои товары свыше 500 предпринимателей из РТ. За год их число выросло в 9 раз, а за IV квартал — на 50%.
Оборот продаж маркетплейса вырос по итогам 2020-го в 3,2 раза, к позапрошлому году, а количество заказов увеличилось почти в 3 раза. В Ozon объясняют результаты тем, что из-за пандемии возможности офлайн-продаж были ограничены.
По данным компании KazanExpress, выручка продавцов на маркетплейсе в октябре 2020 года в 10 раз превысила показатели января или февраля. На площадке продают товары 3,1 тыс. поставщиков, в том числе 1,9 тысяч – из Татарстана. Выручка региональных предпринимателей по итогам 9 месяцев 2020 года составила 1,4 млрд рублей.
Генеральный и технический директор в компании ООО «Маркетплейс-технологии», руководитель проекта KazanExpress Кевин Ханда рассказал 29 января, что татарстанские компании составляют 60% продавцов интернет-площадки, через которую в 2020 году было приобретено 9 млн товаров (2,4 млн заказов). Средняя выручка одного поставщика составляет за месяц порядка 100 тыс. руб.
28 января на коллегии минцифры РТ глава ведомства Айрат Хайруллин предложил запустить региональную программу «Стань on-line предпринимателем», рассчитанную на 10 тыс. человек и призванную нарастить число поставщиков из РТ на электронных торговых площадках. «Это занятость, высокий доход, новые возможности, особенно для сельских жителей», – считает он.
По словам главы ведомства, данную работу необходимо провести совместно с уполномоченным по защите прав предпринимателей Фаридом Абдулганиевым и главами районов, используя учебные центры маркетплейсов. В 2020 году цифровым компетенциям обучились свыше 22 тысяч татарстанцев. На эти цели было направлено 213 млн рублей.