Этика красоты: в Татарстане растет спрос на халяльную косметику

В республике, по данным Духовного управления мусульман РТ, сертификат соответствия косметической продукции стандартам халяль есть менее, чем у десятка компаний. Согласно данным маркетплейса Ozon спрос на такую косметику в регионе растет. Об аналогичной динамике в российских и мировых масштабах сообщили и дистрибьюторы импортных брендов, и аналитики.
Так, по данным исследования компании Mordor Intelligence, в 2024 году объем рынка халяльной косметической продукции составил $91,5 млрд. Ожидается, что среднегодовой темп роста в ближайшую пятилетку составит 7,48% и к 2029-му показатель достигнет $131,2 млрд.
Востребованность продукции
Количество клиентов, предпочитающих халяльную косметику, за год выросло на 26% – ее приобрели более 362 тыс. человек, сообщили РБК Татарстан в пресс-службе Ozon. Республика по продажам такой продукции занимает 8 место в России. В лидерах Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ростовская область, Краснодарский край, Свердловская и Ленинградская области.
Спрос на халяльную косметику растет несколько лет, рассказала РБК Татарстан официальный дистрибьютер в РТ брендов Anubis Barcelona, Skintellectual Solutions и SkinBody Мила Рахимова. По ее словам, интерес к продукции, соответствующей нормам шариата, есть не только в РТ, но и в других регионах, включая те, в которых не преобладает население, исповедующее ислам.
«Последние годы – лет пять – спрос увеличивается. Иногда косметологам в нашем регионе принципиально наличие сертификата «халяль» в косметике. Последние годы все больше девушек и женщин следуют канонам ислама, держат уразу, проводят ифтары, думаю, это также способствует повышению спроса на продукцию халяль, в том числе и в косметологии», — заявила Рахимова.
Она считает, что спрос на халяльную косметику продолжит расти. Покупают ее не только мусульмане, но и лица, которые не исповедуют ислам.
«Сертификат халяль говорит о том, что продукция качественная, проверенная, безопасная. Халяльная косметика подходит всем, кто озабочен безопасными составами и этичным производством. А это сейчас в тренде, как минимум», — отметила Рахимова.
По данным Ozon, в первом квартале 2025 года доля халяльных товаров в обороте продаж всей косметики в Татарстане, составила 0,61%. С этим показателем республика заняла 2 место в России. Лидером была Свердловская область, где показатель составил 0,69%.
Топ-3 замкнул Башкортостан (0,6%), добавили в пресс-службе Ozon. В Москве и Санкт-Петербурге доля халяльных товаров в общем обороте продаж косметики в первом квартале текущего года, составила 0,48%.
Скрупулезная работа
Количество продавцов халяльной косметики за год выросло в полтора раза и достигло порядка 3 тыс., рассказали в пресс-службе Ozon. В январе-марте 2025 года их оборот, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вырос на 19%.
В Татарстане на сегодня в реестр предприятий и индивидуальных предпринимателей в категории «Косметика и средства гигиены» внесено шесть компаний, сообщили РБК Татарстан в пресс-службе комитета по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман республики. Так, с 2022 года в этом списке бренд Reseda Odor, с 2023 года – «Мейтан» и «Мастерская Олеси Мустаевой», а с 2024-го – Dr. Sadykova и Newel. В этом году список пополнился компанией Lazurin.
Рахимова расказала, что сейчас новые бренды стараются получить халяль-сертификат сразу. Оформляют его и иностранные компании. Например, сертификацию прошли испанский бренд Anubis Barcelona и итальянский бренд Skintellectual Solutions.
Процесс сертификации сложный и небыстрый, отметила Рахимова. В рамках нее проводится масштабная проверка, которая затрагивает и косметику, и упаковку, и заводские помещения, а также оборудование и транспортировку. Кроме того, халяль-сертификат не бессрочный – он действует в течение определенного срока, а при нарушении норм и правил его могут отозвать.
Рахимова отметила, что халяльную косметику выпускают не только мусульманские бренды. В пресс-службе комитета по стандарту «Халяль» заявили, что все лица, подавшие заявки, успешно проходят сертификацию. Ни одного случая отзыва документа, подтверждающего соответствие канонам ислама, в Татарстане не было.
«Все предприятия демонстрируют высокий уровень соответствия и успешно проходят регулярные экспертные проверки», — заявили в пресс-службе комитета по стандарту «Халяль».
В рамках сертификации проверяют от состава продукции и происхождения компонентов до условий хранения и производства, отметили в комитете. Ключевые аспекты, на которые обращают внимание эксперты при изучении косметики, это ингредиенты – все компоненты должны быть строго халяль, плюс – чистота производства и экологичность. Кроме того, не допускается, чтобы продукция тестировалась на животных.
Халяльная косметика не должна содержать спирт, животные жиры и компоненты, запрещенные в исламе, добавила Рахимова.
«Косметика не должна стать угрозой здоровью и жизни человека. Для халяльной косметики должны применяться исключительно безвредные ингредиенты. Косметика халяль не должна приносить вред окружающей среде. Это все строго отслеживается», — сказала она.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан