В Казани спрос на ипотеку со стороны населения растет
Главный управляющий директор Альфа-Банка Владимир Верхошинский и управляющий ОО «Казанский» Альфа-Банка Владислав Абрамов рассказали, как ипотечное кредитование повышает лояльность клиента к банку. «Для нас ипотека – новый продукт. В условиях стабилизации экономической ситуации в стране, при снижении ставок, ипотека становится все более доступной. Сегодня ипотечное кредитование – это не высоко маржинальный продукт, но с учетом эффекта кросс-продаж и лояльности заемщиков - это достаточно доходный продукт», - сказал Верхошинский.
Владимир Верхошинский обратил внимание, что ипотека наименее рисковый банковский продукт. «Традиционно уровень риска исчисляется в десятых процентах. В связи с этим, ипотечные каникулы как новый инструмент социальной поддержки выглядят вполне допустимой мерой, при этом для банков самое важное – это дисциплина заемщиков», - сказал Верхощинский.
С 31 июля начинает действовать закон об ипотечных каникулах. В соответствии с ним заемщик, оказавшийся в трудной жизненной ситуации и неспособный обеспечивать платежи по кредиту, сможет требовать от банка сократить или приостановить платежи на срок до полугода. Приостановка не будет считаться просрочкой и не отразится в кредитной истории, но общая сумма по процентам будет увеличена.
Рост интереса
Владимир Верхошинский обратил внимание, что интерес к ипотечным кредитам со стороны потребителей растет. «Еще год назад мы почти не занимались этим направлением. А уже в июне этого года мы преодолели 5 млрд рублей выдачи ипотечных кредитов за месяц. В 2019 году планируем выдавать ежемесячно не менее 60 млрд. Конечно, особое место в этой связи отводится городам-миллионникам, включая Казань. Именно поэтому здесь открыт современный центр ипотечного кредитования. Выбирая место для открытия ипотечного центра, мы основывались на том, что он должен располагаться рядом с крупной транспортной магистралью и вблизи торговых центров», - сказал Верхошинский.
Владислав Абрамов отметил, что в Казани за 2 месяца заключено 28 сделок. «Сегодня в Татарстане растет строительство нового жилья, увеличивается спрос на ипотеку со стороны населения, и вместе с тем усиливается потребность в быстром решении всех вопросов, связанных с получением ипотечного кредита. Мы начали выдавать ипотечные кредиты еще до официального открытия. За это время мы сформировали портфель в 70 млн рублей. И до конца квартала мы уже запланировали сделки на общую сумму 12 млн рублей. К концу года планируем выйти на уровень - 200-250 млн в месяц», - сказал Абрамов.
По данным Банка России по РТ, кредитный ипотечный портфель жителей республики увеличился за 2018 год почти в полтора раза – до 179,8 млрд рублей. За I квартал 2019 года показатель дорос до отметки в 190,3 млрд рублей. Средний размер ипотеки за I квартал 2019 года составил 1,9 млн рублей.
Офисы нового поколения
По словам Владимира Верхошинского, для успешной работы банкам важна цифровая и сервисная трансформация. «Цифровые технологии меняют клиентский опыт. Через 7-10 лет роль филиальной сети будет несопоставимо меньше, чем она есть сейчас в банковском обслуживании. Тем не менее, потребность в непосредственном общении у клиентов остается. Например, в нашем банке более 70% клиентов пользуются дистанционными каналами обслуживания, в большинстве своем мобильным приложением. Но сложные сделки люди все же предпочитают заключать в офисе», - сказал Верхошинский.
Он отметил, что в следующие 3-5 лет банк предложит клиентам сеть офисов нового поколения. «Традиционные отделения будут цифровизироваться, не лишаясь при этом своего главного преимущества – возможности обсудить все задачи лично с консультантом. Мы уже разрабатываем прототип отделения будущего. Изменения будут в основном технологические, будет широко использоваться биометрия, распознавание без паспортов и документов», - сказал Верхошинский. По его словам, пилотные версии новых офисов появятся в течение полугода, а через несколько лет к такому формату придет вся сеть отделений.
По данным ЦБ РФ, с мая 2017 года по май 2018 года с 40,8 до 59,7% выросла доля населения, имеющего дистанционный доступ к банковским счетам для перевода денежных средств (интернет-банкинг или мобильный банкинг). При этом данный показатель увеличился для жителей малых городов, поселков городского типа и сел.