Казанский вертолетный завод в 2020 году получил убыток в ₽477 млн
Годовой отчет АО «Казанский вертолетный завод» опубликовали в конце июня. Согласно документу, продажи вертолетов в 2020 году выросли к предыдущему году на 52%.
«В 2020 году прошла реализация 41 вертолета. Основные поставки в 2020 году производились по Гособоронзаказу и государственным программам РФ», – сообщается в отчете.
В 2019 году Казанский вертолетный завод реализовал 27 машин. В марте прошлого года в пресс-службе ГК «Ростех» РБК Татарстан сообщили, что в 2020 году планируется продать порядка 50 вертолетов.
Казанский вертолетный завод сокращает количество реализуемых машин, начиная с 2014 года. Тогда было продано 107 вертолетов, в 2015 году продажи составили 77 машин. В 2016-м – 70, в 2017-м было продано 62 вертолета, на следующий год – 52. В 2019 году продажи упали до антирекордных 27 вертолетов.
Согласно годовому отчету, в 2020 году «АО «Казанский вертолетный завод» продолжило расширять географию поставок вертолетов типа Ми-17». Была продолжена работа с основными потребителями выпускаемых в Казани вертолетов из более чем 80 стран Азии, Африки, Латинской Америки, СНГ. Это Судан, Таиланд, Туркменистан, Болгария, Чехия, Мьянма, Индия, Мексика, Узбекистан, Белоруссия, Казахстан.
В 2021 году, сказано в отчете, на заводе продолжится работа по 2 действующим вертолетным программам. Первая из них – по модернизации вертолета «Ансат», вторая – по созданию новой машины Ми-38-2.
В 2020 году предприятие получило 476,5 млн руб. чистого убытка, годом ранее его сумма превышала 2,3 млрд рублей. Выручка увеличилась на 3,1% с 16,1 до 16,4 млрд рублей. Прибыль от продаж сократилась с 839,6 до 200,9 миллионов.
В отчете отмечено, поскольку КВЗ в позапрошлом году получил убыток в 2,3 млн руб., то было принято решение не распределять прибыль между акционерами. От выплаты дивидендов за 2019 год тоже решено отказаться, поскольку отсутствует источник в виде чистой прибыли.
РБК Татарстан направил запрос в пресс-службу госкорпорации «Ростех» и холдинга «Вертолеты России», куда входит казанский завод.
Аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк в беседе с РБК Татарстан высказал мнение, что планы по повышению рентабельности КВЗ и выходу на прибыль, в основном, связаны с ростом заказов в текущем году за счет портфеля госконтрактов на лизинг авиатехники, формируемого Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК).
«АО «КВЗ» получит заказ, как минимум на 36 казанских вертолетов, что предотвратит возможные сокращения в 2021 году. Заказы связаны с перераспределением крупных госсубсидий, выделенных в этом году на поддержку российской авиатехники. Ранее ОАК потеряла часть средств в результате смены приоритетов. Российский минтранс заложил 16,9 млрд рублей на приобретение 39 единиц вертолетов отечественного производства холдинга «Вертолеты России», в который входит «КВЗ». Суммарный план закупок данного вида техники ГТЛК даже шире – 49 вертолетов на сумму свыше 20 млрд рублей», – сообщил Миронюк.
По его словам, перспективным направлением деятельности завода становится модернизация существующих образцов техники. Например, дальность полета санитарного «Ансата» хотят увеличить до 700 км. Расширение номенклатуры производимой продукции в целом позволит повысить конкурентоспособность, особенно, на зарубежном рынке, считает эксперт
«В прошлом году состоялась передача Боснии и Герцеговине вертолета «Ансат», готовятся к поставке дополнительные воздушные суда в рамках данного заказа до 2022 года. Проявляется традиционный спрос со стороны субъектов РФ, к примеру, Тверской и Ленинградской обл.
Важным триггером роста заказов является активная позиция властей Татарстана, отдающего приоритет высокотехнологичному машиностроению и авиационному комплексу, в частности. Риск существенного снижения заказов грозил снижением объемов производства и дальнейшими сокращениями штата. КВЗ не сможет существовать только за счет частных заказов. Успешно удается конкурировать лишь на российском рынке», – сказал Миронюк.