Перейти к основному контенту
Татарстан⁠,
0
Эксклюзив

По рельсам в Поднебесную: в РТ растет объем ж/д перевозок грузов в Китай

Экспорт продукции в Китай из Татарстана по железным дорогам вырос на 20%
Объем экспортных грузов, отправляемый по железным дорогам, из Татарстана в Китай за год вырос на 18-20%. На это повлиял ввод новых логистических объектов на территории республики
Фото: пресс-служба ОЭЗ «Алабуга»
Фото: пресс-служба ОЭЗ «Алабуга»

В первом полугодии объем грузов в Китай на участке Куйбышевской железной дороги, который пролегает по территории Татарстана, вырос к тому же периоду прошлого года на 20%, у Горьковской железной дороги по итогам прошлого года прирост составил почти 19%. Филиалы ОАО «РЖД» и логистические компании запускают новые проекты для увеличения экспорта и импорта между Татарстаном и Китаем. Кроме того, рост связан с вводом новых логистических комплексов. Основную долю грузов, отправляемых по железным дорогам в КНР, занимает продукция сельского хозяйства и нефтяной отрасли.

Объемы экспорта

За шесть месяцев 2025 года объем погрузки с направлением в Китай на татарстанском участке Куйбышевской железной дороги составил 1,2 млн т, что на 200 тыс. т или 20% больше, чем за полгода 2024-го. Об этом РБК Татарстан сообщили в службе корпоративных коммуникаций филиала РЖД.

«Со станций республики регулярно отправляются контейнерные поезда назначением в Китай. Со станций Биклянь и Круглое Поле отправлено 157 контейнерных поездов, объем перевозок составил более 304 тыс. т. Со станции Нижнекамск – 11 поездов, 20 тыс. т», — рассказали в Куйбышевской ЖД.

Со станций Горьковской железной дороги (ГЖД) в Татарстане за 2024 год в Китайскую Народную Республику (КНР) экспортировали порядка 200 тыс. т. грузов. По сравнению с 2023-м, погрузка выросла на 18,7%. С 2022 года количество перевезенных товаров увеличилось втрое, тогда оно составляло 67 тыс. т.

«В структуре грузов можно выделить перевозки контейнеров, а также номенклатуры, такие как зерно, продовольственные товары, нефть и нефтепродукты», — рассказали РБК Татарстан в службе корпоративных коммуникаций ГЖД.

В Татарстане перевозки грузов в Китай растут активнее, чем в целом по России. Так, в январе-мае 2025 года через погранпереходы с Китаем перевезено 16,9 млн т грузов, рост по сравнению с тем же периодом 2024-го составил 0,9%, сообщили в пресс-центре РЖД.

На экспорт отправлено 15,9 млн т грузов (+1,9%). Основу составили каменный уголь (7 млн т), железная руда (3,6 млн т), бумага (1,6 млн т), удобрения (978 тыс. т), химикаты (573 тыс. т), цветные металлы (515 тыс. т) и нефтяные грузы (417 тыс. т).

По итогам 2024 года перевозки грузов в сообщении с Китаем выросли на 9%. Объем достиг 175 млн т.

Перемены в импорте

В этом году на рынке наблюдается уменьшение объемов поставок из Китая, рассказал РБК Татарстан исполнительный директор «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» (входит в FESCO) Леонид Шляхтуров. Основными факторами снижения стали ключевая ставка и сокращение перевозок в сегменте готовых автомобилей.

«Однако, по нашим оценкам, рынок контейнерных перевозок постепенно стабилизируется: всплеск активности, наблюдавшийся в последние два года на дальневосточном направлении, идет на спад, а грузопотоки начинают более равномерно распределяться по всем маршрутам. На Дальнем Востоке импорт сократился на порядка 20%, в то время как на юге и северо-западе наблюдается рост в диапазоне 15-20% в зависимости от направления», — отметил Шляхтуров.

Между Китаем и Россией существуют четыре основных магистральных маршрута – через порты Дальнего Востока, Санкт-Петербурга, Новороссийска и через железнодорожные сухопутные погранпереходы. Железнодорожные контейнерные перевозки между Китаем и Россией через сухопутные погранпереходы демонстрируют хорошую динамику, отметил Шляхтуров.

«По итогам первого полугодия 2025 года FESCO увеличила перевозки контейнерными поездами из Китая на 46%, относительно аналогичного периода прошлого года, при этом общее количество отправленных поездов из КНР также выросло на 57%», — рассказал исполнительный директор «ФЕСКО Интегрированный Транспорт».

Компания перевозит импортные грузы из Азии в Казань с 2022 года. С момента запуска число поездов увеличилось с одного до четырех в месяц. В марте прошлого года запустили и экспортные составы.

«В Казань FESCO доставляет товары в основном из Китая. Преимущественно это различное оборудование, полимеры, запчасти, химические грузы и так далее. На экспорт в страны Азии перевозим различные виды пластика, продукцию химической промышленности, сельскохозяйственные грузы, в том числе подсолнечное масло», — отметил Шляхтуров.

Эффект логокомплексов

Запуск логистических комплексов в Татарстане сыграл свою роль в увеличении экспорта в Китай по железным дорогам. Грузоотправителем ООО «ЛК «Один пояс и один путь» по Куйбышевской ЖД в первом полугодии 2025 года перевезено 57 тыс. т грузов в Китай. В прошлом году перевозки не осуществлялись.

«К 2030 году погрузка прогнозируется в объеме 16,5 млн т, прежде всего, за счет наращивания объемов погрузки грузоотправителем ООО «ЛК «Один пояс и один путь» в Китай, а также завершения строительства нефтехимического комплекса ЭП-600 на базе предприятия ПАО «Нижнекамскнефтехим», — сообщили в службе корпоративных коммуникаций Куйбышевской железной дороги.

Логистический терминал «Один пояс и один путь» (является частью логистического комплекса имени Дэн Сяопина) с начала года отправил 36 экспортных поездов и принял 6 импортных составов, сообщил РБК Татарстан заместитель министра промышленности и торговли РТ Герман Лернер. В октябре 2025 года здесь планируют ввести складскую инфраструктуру площадью 170 тыс. кв. м.

В середине июля на терминал поступили импортные грузы из Китая для предприятий Камской экономической зоны, рассказал Шляхтуров. В будущем FESCO намерена отправлять поезда и в обратном направлении.

С момента открытия Свияжского мультимодального логистического центра в августе прошлого года было отправлено 11,7 тыс. т зерна в составе «грузовых экспрессов». Благодаря открытию инфраструктуры такого масштаба Татарстан стал лидирующим субъектом РФ в границах Горьковской железной дороги по погрузке этой номенклатуры, сообщили в службе корпоративных коммуникаций организации. В том числе это позволило обеспечить рекордную погрузку зерна в границах магистрали в 2024 году в размере 637 тыс. т.

Дальнейшее развитие

На железных дорогах, проходящих по территории Татарстана, реализуют новые проекты, которые могут отразиться на объемах перевозки между республикой и Китаем. На Куйбышевской ЖД разработаны новые направления перевозок со станции Круглое Поле на станции Карталы-1 (Челябинская область) и Угловая (Приморский край). В перспективе ожидается отправка 2-3 контейнерных поездов в месяц.

«В целом, погрузка по РТ по итогам 2025 года ожидается на уровне прошлого – 14,9 млн т», — сообщили в службе корпоративных коммуникаций Куйбышевской железной дороги.

С территории республики возможны отправки контейнерных поездов увеличенной длины – до 128 вагонов, рассказали в службе корпоративных коммуникаций ГЖД. Ранее отправляли составы не более 71 вагона. Именно в республике был запущен первый контейнерный поезд длиной в 100 вагонов.

«100-вагонный поезд позволил увеличить общий вес отправляемого груза примерно на 1 тыс. т – до порядка 3,2 тыс. т. Реализуемые и перспективные проекты в Татарстане позволяют ежегодно наращивать рост графиковых контейнерных перевозок», — рассказали в ГЖД.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 14:02
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 14:02
Все новости Татарстан
Норвежские лыжники заняли первые 8 мест в скиатлоне на этапе Кубка мира Спорт, 14:28
Крымская классика: гедонистический маршрут по полуострову РБК и ВТБ, 14:28
В Кении допустили ужесточение наказания за вербовку в конфликт на Украине Политика, 14:18
Как добавить золото в свой портфель: инструкция для инвесторов #всенабиржу!, 14:10
Посол США при НАТО назвал «очень низким» риск нападения России Политика, 14:00
Какие антиэйдж-технологии в косметологии ждут в ближайшие 5 лет РБК и КИТ МЕД, 14:00
Макгрегор заявил о желании провести чемпионский бой в UFC с Махачевым Спорт, 13:55
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Монетизация данных о клиентах: норма или повод для паники РБК и PostgresPro, 13:46
На восстановление и помощь Курской области за 2 года выделили ₽220 млрд Политика, 13:37
Шесть критериев качества жизни в новостройке РБК и ПИК, 13:37
Клуб КХЛ уволил тренера после шести поражений в семи последних матчах Спорт, 13:34
Посол США заявил, что Россия выстраивает политику «на 100 лет вперед» Политика, 13:28
Панорамный лаунж, бассейн и комфорт: какое жилье появится в Москве РБК и TATE, 13:21
Тухель раскритиковал церемонию жеребьевки ЧМ-2026 Спорт, 13:21