«Черный пиар» для ГИСУ Татарстана
Тендерный скандал
Первый удар по репутации Управления нанесли два нашумевших тендера «задним числом». Первый - на изготовление и установку 4-х скульптур возле Центра семьи «Казан». Второй - переоборудование временной площадки для хай-дайвинга на Казанке. Возник резонный вопрос: «Как такое возможно, что работы провели, а заказывают их спустя месяцы?». Оказывается, в этом нет ничего «криминального».
«Ничего такого в этом нет. Бывают сбои. Нельзя рассматривать человеческий организм как компьютер, хотя и компьютер иногда дает сбои. Вообще, 44 ФЗ «О закупках» - это глупость. Когда его еще только рассматривали, я был ярым его противником и тех алгоритмов, которые в него закладывались. Там все противоречиво. Поэтому я ничему не удивляюсь. В этот закон уже внесли 10 поправок. Но скажу лишь одно: сколько бы вы ни шлифовали кирпич, вы бриллиант не получите, надо менять кирпич на алмаз. И вообще я за этой темой про тендеры не слежу, мне неинтересно», - заявил генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер.
С юридической же точки зрения было выявлено явное нарушение законодательства. Представитель фирмы «Стройкапитал» Светлана Кавиева отметила, что специалисты ГИСУ совершили административное правонарушение.
«Предполагаем, что в действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения либо: если контракт с подрядчиком был заключен, то данными действиями нарушена часть 5 статьи 24 ФЗ № 44 и содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей. Либо: если с подрядчиком контракт не был заключен, то в данных действиях содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Не размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей»,- поясняет эксперт.
Скандал с тендерами разрешил УФАС по РТ. Как писала ранее редакция «РБК-Татарстан», с жалобой в соответствующее ведомства обратился председатель совета регионального отделения «Трудовой Партии России» в РТ Иван Климов. Молодой человек подал жалобу по двум эпизодам (скульптуры у «Чаши» и вышка для хай - дайвинга) на Главное инвестиционно-строительное управление РТ. Итогом стала остановка закупок и последующее рассмотрение дела для наложение административного штрафа.
«Если бы это был единичный случай, то можно было счесть данные эпизоды за ошибку. Однако, ситуация становится регулярной. Вероятно, они понимают, что за них могут решить этот вопрос», - говорит Иван Климов.
Не успел утихнуть скандал с одними тендерами, как ГИСУ размещает аукцион на строительство «Зоопарка», который уже… строится, а повсюду анонсируется скорое открытие. Как и в случае с «Чашей» и хай-дайвингом, его «розыгрыш» вновь начался задним числом.
В топе рейтинга заказчиков РТ
Согласно данным, размещенным на сайте госзаказа, чаще остальных в этом году выигрывало тендеры Государственное казенное учреждение «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ». Общая сумма госзаказов – 9,5 млрд рублей. ГИСУ разместилось строчкой ниже. Скандальному Управлению досталось 9,2 млрд рублей.
Первую строчку в рейтинге поставщиков заняло АО «Татавтодор». Предприятие получило на реализацию 3 млрд рублей. А вот ПСО «Казань» в список лидеров в этот раз не оказалось.
«У нас регулярно проводятся деловые завтраки с Тимуром Нагумановым, постоянно говорят о поддержке малого и среднего бизнеса в РТ. Однако все заказы достаются крупным организациям. Почему же другие не имеют такой возможности? Это все похоже на игру на публику. А надо переходить от слов к делу» - считает Иван Климов.
Что такое ГИСУ?
Главное инвестиционно-строительное управление было создано в 1960 году и занималось строительством школ, объектов здравоохранения, жилья. Лишь в 90-е его деятельность расширилась.
В 2014 году в структуре ГИСУ произошли изменения: в состав Управления вошло Государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству подземных транспортных сооружений» (ныне ГКУ «ГИСУ РТ») и на базе «Главинвестстрой РТ» была создана некоммерческая организация «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан».
В структуру ГИСУ входит 25 отделов и 300 сотрудников с представительствами в Набережных Челнах и Альметьевске.
На сегодняшний день Главное инвестиционно-строительное управление РТ является центром концентрации основных строительных работ в республике, а, следовательно, и самых крупных инвестпотоков. Управление является заказчиком строительства как крупных, масштабных объектов, так и инициирует капремонт или строительство фельдшерских пунктов. ГИСУ реализует инвестиционно-строительные проекты «под ключ», осуществляя предпроектную подготовку, проектирование, организацию тендерных торгов по выбору исполнителей ПИР, СМР и поставщиков оборудования, строительный контроль, ввод объектов в эксплуатацию.
Новое руководство - новая эпоха
Ситуация несколько изменилась с приходом нового руководства. В 2013 году произошли внезапные кадровые перестановки в управленческой ступени организации. На место Рашида Нуруллина, возглавлявшего учреждение с 2009 года, пришел Марат Айзатуллин. Новый руководитель был «темной лошадкой». Особенно если брать во внимание тот факт, что он никогда не имел никакого отношения к сфере строительства. Вся прежняя деятельность Марата Айзатуллина была связана с дорожным хозяйством. В 2003 году он стал главным механиком РТО «Татводоканал», в 2008 году заступил на должность главного специалиста - энергетика, заместителя начальника управления по ремонту и содержанию дорог и мостовых сооружений ГУ «Главтатдортранс» и к 2010 году «поднялся» до управляющего делами, заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан. Рашид Нуруллин же, в свою очередь, прошел тот самый путь «от мастера до директора». Кроме того, есть много непроверенной информации о родственных связях Айзатуллина с министром транспорта и дорожного хозяйства РТ, Ленаром Сафиным. Однако установить подлинность этих сообщений редакции «РБК-Татарстан» не удалось.
В самом ГИСУ продолжают хранить молчание. Запрос, отправленный «РБК» в адрес Управления, с просьбой разъяснить ситуацию, остался без ответа.