Татарстан продлит резервирование земель под ВСМ Москва – Казань на 3 года
Правительство Татарстана планирует продлить резервирование земельных участков для госнужд под строительство высокоскоростной магистрали Москва-Казань на три года. Соответствующий проект постановления опубликован на сайте кабмина РТ.
В документе говорится о 415 участках в Казани и Зеленодольском районе РТ. Для собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земли продолжат действовать ограничения. В частности будет ограничено возведение жилых, производственных, культурно-бытовых зданий, проведение оросительных, осушительных, культуротехнических и других мелиоративных работ, а также строительство прудов и иных водных объектов.
В 2016 году правительство Татарстана уже резервировало земельные участки в Казани и Зеленодольском районе под строительство ВСМ на три года. Однако строительные работы начаты не были. На данный момент неизвестно, будет ли построена высокоскоростная жд-линия.
Старший научный сотрудник центра исследования транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Павел Зюзин в беседе с РБК Татарстан констатировал, что перспективы строительства ВСМ Москва–Казань отодвигаются. Однако решение властей резервировать земли считает правильным.
«Тот вариант ВСМ, в который до недавнего времени анонсировался, откладывается. Первоочередным участком сейчас считается Москва–Петербург. Но те земельные участки, которые резервировались в Казани, на мой взгляд, надо все равно сохранить. Решение по этому маршруту может быть принято, и, если сейчас эти участки передать под капитальное строительство, проект в будущем потребует дополнительных инвестиций», – сказал Зюзин.
По его мнению, резервирование земель не означает, что они никак не смогут использоваться. «Да, там нельзя возводить капитальные сооружения, но можно задействовать их для пользы окрестных районов. Например, осуществлять там стоянку гостевого транспорта, размещать грузовой транспорт итак далее», – сказал Зюзин.
Он отметил, что с учетом отодвинувшегося строительства, Казани может потребоваться более длительное резервирование земель.
Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин солидарен с представителем ВШЭ: пока решение отказаться от проекта магистрали не принято, проведение подготовительных работ оправдано. «Проектная документация готова, к началу строительства можно приступать. По нашей оценке работы начнутся в 2020 году.», –— сказал Иванкин.
В данный момент проект постановления проходит антикоррупционную экспертизу, которая завершится 7 сентября.
Строительство скоростной автомагистрали Москва-Нижний Новгород-Казань предполагается в составе международного транспортного коридора «Запад-Восток». Его анонсировали в 2013 году. В мае 2018 года минтранс России сообщил, что стоимость реализации проекта увеличилась с 1,3 до 1,6 трлн рублей.
Летом в СМИ появилась информация, что точные сроки начала строительства озвучат после 1 октября, когда правительство утвердит транспортный план. В сентябре 2018 года был подписан комплексный план развития магистральной инфраструктуры, согласно которому до конца 2024 года планируется реализовать первый этап проекта от Москвы до Нижнего Новгорода. Общая протяженность ВСМ должна составить 762 км, эксплуатационная скорость поездов – до 360 км/ч.