Шопинг будущего: как РТ может нарастить долю интернет-торговли в 10 раз
Неисчерпанный потенциал
По данным бизнес-омбудсмена, помощника президента РТ Фарида Абдулганиева, за 2020 год число поставщиков из Татарстана на электронные маркетплейсы выросло в 10 раз и достигло порядка 5 тысяч. Доля интернет-торговли в товарообороте региона по итогам 9 месяцев прошлого года выросла, к аналогичному периоду 2019 года, в три раза – с 1,2% до 3,6%. По данным АКИТ, это порядка 67 млрд руб.
Республика, по словам бизнес-омбудсмена, занимает 1-е место среди регионов ПФО по объему рынка интернет-торговли. Среди федеральных округов по данному показателю Приволжский ФО занимает 2-ю позицию, уступая Центральному. Ежемесячный доход предпринимателей после выхода на интернет-площадки, по словам Абдулганиева, в среднем, достигает порядка 100 тыс. рублей.
«Казалось бы все хорошо. Но можно ли оставаться удовлетворенными этими показателями – конечно же, нет. По обороту интернет-торговли республика не дотягивает до среднероссийских показателей, куда входит не только Москва и Санкт-Петербург, но и отдаленные регионы России. Это говорит о том, что потенциал рынка e-commerce не исчерпан», – сказал Абдулганиев.
По его словам, предприниматели на одной из встреч с президентом РТ указали на сложности с выходом на федеральные интернет-площадки. В результате, с 1 марта в республике начала работать автономная некоммерческая организация «Центр электронной торговли», учредителем которой является Торгово-промышленная палата РТ и которая оказывает бизнесу помощь по выходу в интернет. Он добавил, что предпринимателям Татарстана не хватает продакшн-центра.
Директор торговой площадки Ozon Анна Калеева рассказала РБК Татарстан, что на конец марта на площадке продавало в 5,5 раз больше татарстанских селлеров, чем годом ранее, их совокупный оборот увеличился в шесть раз. В 2020 году предприниматели из республики заработали порядка 1,2 млрд руб., годом ранее – менее 70 млн. Чаще всего местные предприниматели, по словам Калеевой, продают на Ozon продукты питания, товары для мам и детей, товары повседневного спроса, товары для дома и ремонта.
Топ-менеджер сообщила, чтобы выйти на Ozon, продавцу необходимо иметь ИП или ООО, завести личный кабинет на платформе Ozon.Seller и оформить карточки товаров. Каких-либо требований по товарообороту и регулярности поставок нет — маркетплейс подходит как представителям малого и среднего бизнеса, так и крупным брендам.
«Мы понимаем, что маркетплейсы сегодня являются основным каналом продаж для многих предпринимателей, поэтому стараемся сделать их опыт на Ozon максимально комфортным. С февраля 2021 года мы снизили комиссии за продажу товаров, а также сделали более гибкой логистику. К существовавшим ранее двум схемам сотрудничества — продажа со своего склада и продажа со склада Ozon — мы добавили третий, при котором Ozon выступает в качестве витрины, а продавец осуществляет доставку сам либо сторонними логистическими компаниями. Такой формат позволит выйти на маркетплейс продавцам товаров с особыми условиями хранения и доставки, а также предпринимателям, чьи товары требуют дополнительных работ по установке или подключению. Также есть бизнесмены, находящиеся в отдаленных городах, которым сейчас из-за удаленности сложно доставлять свои заказы в сортировочные центры Ozon. С появлением модели витрины этот барьер исчезает», – рассказала Калеева.
По данным минпромторга РТ, на конец 2020 года продукцию на Wildberries поставляли 828 поставщиков из Татарстана, на OZON – 429, на Яндекс.Маркет – 550.
Можно выйти
Предприниматель Алмаз Габидуллин рассказал РБК Татарстан, что начал в 2020 году реализовать продукцию – валяную обувь – через один из российских маркетплейсов (Ozon). До выхода на онлайн-площадки ежегодно удавалось реализовать порядка 2,5 тысяч пар обуви. Продажи через собственный интернет-магазин и другие каналы сбыта остались неизменными, однако к ним прибавилось 12 тысяч обуви, проданные через маркетплейс.
«Поставленный товар бесплатно рекламируется за пределами Татарстана, попадая в рассылки. У некоторых маркетплейсов ежедневная посещаемость составляет миллионы пользователей в сутки, и все они могут узнать о нашей продукции и приобрести ее», – сказал Габидуллин.
Среди положительных факторов работы с интернет-площадками он также выделил широкий рынок сбыта, добавив, что e-commerce дает возможность татарстанскому бизнесу охватить миллионную аудиторию в РФ и выйти на зарубежные рынки.
«Многие предприниматели не знают, как работает маркетплейс, это абсолютно новый рынок для производителей, где можно реализовать продукцию без усилий и затрат. Я думаю, что сейчас, когда рынок еще зарождается и жесткой конкуренции пока нет, самое время выходить на интернет-площадки», – сказал Габидуллин.
Сооснователь и CEO агентства по управлению продажами на Wildberries, OZON и «Яндекс. Маркет» Upmarket Олег Неворотов рассказал РБК Татарстан, что в настоящее время у предпринимателей любого региона есть возможность воспользоваться таким видом помощи, как интеграция с технологическими партнерами маркетплейсов. Для тех, кто еще не работал с электронными гипермаркетами, на Ozon и «Яндекс. Маркет» сделать это можно бесплатно, без комиссий за сопровождение до конца года. На сегодня в России работает порядка 20 таких агентств.
«Технологический партнер – это агентство, которое прошло аттестацию и получило официальные полномочия от команды маркетплейса на присоединение и сопровождение новых клиентов. Обратившись в такие агентства, компания может не только оперативно начать продавать на электронной площадке, но и сделать это качественно, добиваясь максимальных результатов с первой поставки. Это интересно и представителям бизнеса, которые таким образом страхуются от риска многочисленных ошибок на стартовом этапе, и маркетплейсам, которые получают хорошо «подготовленных» новых клиентов, и агентствам, которые подтверждают статус экспертов и имеют возможность при необходимости реализовать дополнительные услуги: подготовку качественного контента, предоставление собственного склада, оказание логистических услуг или маркетингового сопровождения», – рассказал Неворотов.
Он констатировал, что раньше одним из сдерживающих факторов для развития e-commerсе можно было считать расходы, которые нужны были на логистику для взаимодействия с маркетплейсами. Однако сейчас с открытием на территории республики складов Wildberries, «Яндекс.Маркет» и других эта проблема была решена. «А если воспользоваться еще и помощью сертифицированных агентств-технологических партнеров, то можно сделать это не только быстро, грамотно, но и без лишних затрат», – сказал он.
Кроме того, в рамках техпартнерства предприниматели могут получить консультации по вопросам условий, комиссий и ставок, выбору наиболее успешной стратегии выхода и оптимальной логистической схемы. После подключения личного кабинета – полную загрузку до 400 карточек товаров в месяц, предоставление статистики по заказам и рекомендации по рекламным кампаниям и другим способам повышения продаж.
«Маркетплейсы при помощи агентств-партнеров помогут начинающим свой онлайн-путь бизнесменам сделать этот канал продаж эффективным, а покупателям получить тот самый положительный опыт от приобретения товара, благодаря которому он будет востребован на площадке и другими пользователями», – сказал Неворотов.
Между тем, маркетплейсы, подчеркнул он, дают предпринимателям ряд неоспоримых преимуществ, среди которых возможность круглосуточно продавать товары, а начиная с апреля на Ozon – еще и услуги. Продажи могут осуществлять как производители, так и дистрибьюторы, фокусируясь на своем городе, соседних регионах, миллионниках или, например, жителях Москвы и Московской области.
«На сегодняшний день это, пожалуй, самый быстрый способ для регионального производителя выйти на столичную покупательскую аудиторию. Те, кто зашел на маркетплейсы около года назад, сейчас начинают отказываться от собственных интернет-магазинов, чтобы оптимизировать затраты на продвижение товаров сразу в двух онлайн-каналах, отдавая предпочтение маркетплейсам с учетом их возможности гибко масштабировать бизнес», – сообщил Олег Неворотов.
Еще одно преимущество от сотрудничества с маркетплейсами, в котором заинтересован любой бизнес, добавил он, это широкая представленность и узнаваемость бренда. Например, на Wildberries совершается порядка 1,5 млн заказов в день, объем ежедневной активной аудитории покупателей уже превышает 11,5 млн.
«Получается, что компания не только заявляет сразу десяткам миллионов покупателей о своем существовании, но и получает активную обратную связь от клиентов через продажи, отзывы, вопросы, монетизируя со временем свой бренд. Как следствие у продавца растут и продажи в других каналах», – отметил эксперт.
Маркетплейс, откройся
Директор факультета бизнеса университета «Синергия» Кирилл Плохих в беседе с РБК Татарстан высказал мнение, что развитие e-commerce в Татарстане, как и в России, и в мире, замедляет консерватизм предпринимателей.
«Некоторые предприниматели скованы и нерешительны. Они знают, что можно торговать на Ozon или Wildberries, но все время откладывают выход на эти площадки. Всему виной слабая осведомленность в вопросах электронной торговли, маркетинговых инструментов, привлечения трафика и так далее. У нас маленькая база знаний по развитию электронной торговли», – сказал Плохих.
Эксперт добавил, что в небольшом городе предпринимателю трудно выйти на электронную площадку, поскольку там нет крупного агрегатора. В городах-миллионниках есть возможность заниматься интернет-торговлей, а в городах с населением в 300 тысяч – нет. В Татарстане есть только один город-миллионник – Казань, отметил Плохих.
«Еще одно препятствие на пути развития электронной торговли – это закрытость агрегаторов. Некоторые из них неохотно работают с маленьким бизнесом, даже несмотря на то, что они получают процент с их продаж. Большому агрегатору не всегда интересно сотрудничать с компаниями с небольшим оборотом», – добавил он.
Эксперт уверен, что предпринимателям в любом случае необходимо ориентироваться на онлайн-площадки, поскольку рынок меняется, покупатели стараются оградить себя от контакта с людьми по телефону или по почте, приобретая товары «в два клика».
«Необходимо популяризировать e-commerce, а агрегаторы должны быть более открытыми. Возможно, в Татарстане стоит устраивать открытые дни для предпринимателей у этих агрегаторов, чтобы бизнесмены видели, как работает e-commerce. На начальном этапе можно ввести для компаний программы лояльности, ведь малому бизнесу тяжелее, чем крупным сетевикам, заходить на площадки агрегаторов и продавать товар. В 2019 году общий ритейл в Татарстане составлял порядка 900 млрд рублей, примерно 3 миллиарда из этой суммы приходились на e-commerce. Это говорит о том, что рынка e-commerce там почти нет», – сказал Кирилл Плохих.
При этом эксперт уверен, что через 2 года доля e-commerce в структуре розничной торговли может увеличиться до 20-30%. «Стоит отметить, что в этом году в Татарстане стараются вкладываться в развитие e-commerce. Например, в республике создают площадку по привлечению агрегаторов для развития интернет-торговли – так называемую бондовую зону с особым таможенным статусом. Кроме того, в Татарстане сильно растут продажи на Ozon и Wildberries. Все это говорит о том, что со временем доля электронной торговли там увеличится», – сказал Плохих.
Член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов предположил, что емкость рынка интернет-торговли в Татарстане, исходя из оборота розницы в 926,3 млрд руб., может составлять 32,42 млрд руб. «Если предполагать, что в эту сумму не входят еда и напитки, то речь бы шла о 17,84 млрд рублей», – отметил эксперт.
Алим Бишенов со ссылкой на данные Ассоциации компаний интернет-торговли сообщил, что в 2020 году оборот e-commerce составил 3,2 трлн руб., что на 58,5% превышает результат 2019-го.
«На мой взгляд, столь низкое участие местных представителей малого и среднего бизнеса, а также самозанятых в сегменте маркетплейсов в РТ – это вопрос времени. Давайте не будем забывать, что из-за пандемии многие бизнесы получили значительные препятствия в развитии. Плюс пока еще велика доля крупных компаний и производителей, которые являются наиболее узнаваемыми для потребителей. Средним и мелким производителям из РТ или каких-либо других регионов сложно с ними конкурировать. Они в отличие от гигантов не могут выставлять более лояльные цены или устраивать масштабные распродажи. В данном случае власти должны создавать дополнительные стимулы и поддержку, чтобы субъекты МСП активно переходили на эти площадки», – сказал Алим Бишенов.
Согласен с ним и Олег Неворотов из агентства Upmarket, который говорит, что представителям малого и среднего бизнеса действительно сложнее выйти на аудиторию маркетплейсов национального значения, чем уже раскрученным брендам. Среди причин он назвал дефицит персонала, профессиональных знаний и оборотных средств, что сдерживает бизнес от принятия решения о новом канале продаж.
«Еще одна особенность российского бизнеса, в том числе регионального – не рисковать, даже если профиты очевидны, а чужой опыт успешен. Поэтому, на наш взгляд, лучшая помощь – это дотации от региона, которые компании могли бы потратить на выплату комиссий или маркетинговое продвижение на маркетплейсах в течение первых нескольких месяцев сотрудничества. Как вариант – компенсационная форма поддержки или же диверсификация: малому бизнесу – дотации, а среднему – компенсация полностью или частично. А пока эти механизмы обсуждаются и создаются на федеральном и региональном уровне, можно воспользоваться помощью технологических партнеров маркетплейсов и уже начать получать прибыль с онлайн-продаж», – считает Неворотов.