Авиакомпания «Татарстан» признала свое банкротство
Авиакомпания «Татарстан», потерявшая после падения "Боинга" в казанском аэропорту лицензию перевозчика, инициировала свое банкротство в суде. Руководство АКТ пришло к выводу, что компания больше не сможет погашать долги, общая сумма которых составляет более 1,6 млрд руб. По мнению юристов, банкротство для потерпевшей крах авиакомпании – логичный шаг, но поскольку за ней не числится практически никакого имущества, расплатиться со всеми кредиторами ей будет сложно.
5 марта арбитражный суд Татарстана завел дело о банкротстве ОАО "Авиакомпания "Татарстан» (АКТ). Согласно картотеке дел арбитража, заявление об этом подала сама компания 30 апреля. Дата рассмотрения дела еще не назначена.
Предположения о том, что авиакомпания будет банкротиться, появились еще в начале года, после отзыва у нее сертификата эксплуатанта из-за выявленных Росавиацией нарушений. Напомним, это произошло после авиакатастрофы 17 ноября, когда в результате крушения самолета Boeing-737 в Казани погибли 50 человек.
Решение о банкротстве было принято после анализа финансового состояния предприятия и подведения итогов года, рассказал РБК-Татарстан исполняющий обязанности гендиректора АКТ Заур Хуснутдинов. «До этого производственные процессы еще шли. После анализа было принято решение, что компания не в состоянии погасить все долги», - пояснил он.
Кредиторская задолженность АК «Татарстан» оценивается почти в 1,6 млрд рублей, рассказал З. Хуснутдинов. Кроме того, по его словам, компания имеет задолженность перед сотрудниками за неиспользованные отпуска около 70 млн руб. Ранее сообщалось, что АКТ задолжала около 50 млн руб. Пенсионному фонду, есть долг и перед налоговыми органами.
На рассмотрении суда находится несколько десятков исков к АКТ, в том числе от десятка российских аэропортов (казанского, челнинского, уфимского, пермского), а также перед обслуживающим самолеты ООО "Тулпар Техник".
В конце марта суд уже наложил арест на банковские счета авиакомпании. Это стало обеспечительной мерой по иску аэропорта «Бегишево», которая требует с "Татарстана" взыскания долга в размере 15,6 млн руб.
Инициация собственного банкротства – вполне логичный шаг для авиакомпании, считает генеральный директор юридического центра «Правосудие» Айрат Гатин. «Кто первый подал на банкротство, тот и назначает арбитражного управляющего. А это тот самый человек, у которого есть большой круг полномочий, который может лоббировать чью-то позицию», - пояснил он. По словам юриста, назначив собственного управляющего, компания сможет успешнее отстаивать свои интересы перед кредиторами.
На данный момент за АКТ не числится практически никакого имущества: часть самолетов (Cessna Grand Caravan) после отзыва лицензии были переданы авиакомпании «Ак Барс Аэро» вместе с недвижимым имуществом, а четыре судна Airbus-319 вернули лизингодателю.
Если у должника нет имущества и активов, он сможет погасить задолженность перед кредиторами только в случае, если у него есть дебиторская задолженность, аналогичная сумме его собственных долгов. В противном случае кредиторам сложно будет возместить долги в полном объеме, считает А. Гатин. Это объясняется тем, что в процедуре банкротства в первую очередь предприятие расплачивается с платежами по судебным расходам, долгами по зарплате и другими социальными обязательствами, затем по коммунальным платежам и иным текущим платежам. И только потом наступает очередь компаний-кредиторов.
По словам и. о. гендиректора АКТ, дебиторская задолженность у компании есть, за счет нее в первую очередь компания намерена выплатить долги перед сотрудниками. Точную сумму он не назвал, отметив лишь, что «кредиторка намного больше, чем дебиторка». Судьбу остальных долгов будет решать уже арбитражный управляющий, пояснил собеседник. «Он составит реестр, потому что у нас более 100 кредиторов, будет составляться конкурсная масса. Процедура сложная», - сказал он.
Как писал РБК-Татарстан ранее, с юридической точки зрения руководитель АКТ Аксан Гиниятуллин (уволен с должности 4 декабря 2013 года) должен был подать заявление о банкротстве через месяц после того, как у компании появились признаки банкротства. А это ситуация, когда компания, полностью погасив долг перед одним из кредиторов, не имеет возможности расплатиться с остальными, а также имеет просрочка обязательств на сумму свыше 100 тысяч рублей на срок более трех месяцев. Однако ответственность за это, скорее всего, Гиниятуллин не понесет. По словам А. Гатина, на практике он ни с одним подобным случаем не сталкивался.