Как Универсиада изменила Казань
Вечером на "Казань-Арене" состоится торжественная церемония открытия Универсиады – события, к которому столица Татарстана готовилась почти 7 лет, если считать с момента подачи первой заявки на проведение игр. За время подготовки к Универсиаде столица Татарстана изменилась сильнее, чем за прошлые десятилетия. На строительство спортивных и транспортных объектов, а также на сервисную инфраструктуру из бюджетов разных уровней было выделено 148 млрд рублей. Инвесторы вложили еще 80 млрд рублей. В результате в Казани появились десятки объектов, которые сформировали новое лицо города. РБК-Татарстан проводит ревизию главных завершенных к Универсиаде, пользоваться результатами которых горожане смогут еще долгие годы.
Стадион "Kazan Arena".
Возведение стадиона «Kazan Arena» началось в мае 2010 г. и завершилось незадолго до начала Универсиады. Новый стадион на 45 тысяч зрителей стал вторым по величине в России, после московского 80-тысячника «Лужники». Стоимость «Kazan Arena» изначально оценивалась в 6 млрд рублей, однако в результате выросла более чем в два раза, достигнув суммы порядка 15 млрд рублей.
Изначально проект нового стадиона разработали казанские архитекторы, но в итоге реализован был проект английской компании Populous, авторству которой принадлежат многие знаменитые арены мира. Здание стадиона представляет собой конструкцию из монолитного бетона, стоящую на 19 сваях, способную выдержать землетрясение в 7 баллов. Уровни стадиона поднимаются на 5-8 этажей, высотой от 36 до 40 метров. По замыслу создателей, стадион должен напоминать водяную лилию. Был план оборудовать арену раздвижной крышей, но затем от этой идеи решили отказаться.
«Kazan Arena», по замыслам администрации, должна стать мини-городом. Четыре яруса крытых трибун дополнили ресторан, спорт-бар, фитнес-центр, музеи казанского футбольного клуба «Рубин», ретро-автомобилей и строителей стадиона и другие элементы инфраструктуры. 6 и 17 июля на стадионе пройдут церемонии открытия и закрытия Универсиады-2013. В 2018 году там пройдут матчи Чемпионата мира по футболу. Планируется, что осенью этого же года в стенах нового 45-тысячника начнет своих тренировки «Рубин».
Дворец водных видов спорта.
Одним из крупнейших в России крытых спортивных сооружений стал Дворец водных видов спорта, расположенный на берегу Казанки. Здесь будет разыграно больше всего комплектов наград Универсиады, а в 2015 году Дворец станет соревновательной ареной Чемпионата мира по водным видам спорта.
Стоимость строительства составила 3,6 млрд рублей. Здание размером 200 на 90 метров имеет три ванны, оснащенных двигающейся стенкой, которая может изменять параметры бассейна под различные виды соревнований от синхронного плавания до водного поло.
Всего в Казани к Универсиаде построили 30 новых спортивных объектов, увеличив общее количество спортивных зданий в городе в два раза.
Деревня Универсиады.
В 2009 году был заложен первый камень будущего студенческого городка - Деревни Универсиады, который занимает площадь 38 гектаров. Жилой микрорайон был возведен вдоль проспекта Победы и 1 сентября 2010 года принял первых студентов. До и после проведения Всемирных студенческих Игр Деревня Универсиады останется кампусом Казанского (Приволжского) федерального университета и Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Рассчитана она на проживание 12 тысяч человек. Строительство деревни обошлось в 14,4 млрд рублей.
Гостиница «Казань».
К Универсиаде завершилась реставрация фасада знаменитого «Казанского подворья» - гостиницы «Казань», которая является архитектурным памятником федерального значения (построена почти два века назад по проекту архитектора Ф. Петонди). Здание приобрело вид, в котором существовало еще в дореволюционные времена - были восстановлены кованые балконы, дореволюционная кирпичная кладка.
В отреставрированной гостинице со стороны улицы Баумана будут находиться торговые помещения, а со стороны ул. Профсоюзная – офисы. На верхних этажах здания разместятся жилые квартиры. Полностью объект будет сдан к маю следующего года.
Старо-Татарская слобода.
К Универсиаде началась и реставрация Старо-татарской слободы - уникального ансамбля национальной татарской архитектуры в южной части Вахитовского района, где с 18 века были сосредоточены особняки татарских промышленников, предпринимателей и духовенства. Проект реставрации разработал казанский исполком по инициативе префектуры «Иске Шахэр – Старый город», специально созданной для охраны исторического облика центра города в 2011 году. К Универсиаде реализован первый этап реставрации.
В обновленном виде предстали пять старейших улиц города: Марджани, Сафьян, Каюма Насыри, Зайни Султана и Фатыха Карима, где сосредоточено 24 объекта культурного наследия. Возрождена самая короткая и узкая в Казани улица Кунче – «Кожевенник». Улица стала пешеходной и выводит на набережную озера Кабан. Ее украсили стилизованными скамейками и фонарными столбами, появились широкие ступени в старинном стиле, декоративные ниши с кожевенными изделиями и инструментами.
Булак.
Протоку Булак, разделяющую две центральные части Казани недалеко от Казанского Кремля, впервые с 1960х годов прочистили, вывезя оттуда 1100 цистерн ила и грязи. Вдоль протоки установили 22 фонтана, по берегам высадили 374 пирамидальных тополя, на спусках разбили 17 тысяч квадратных метров газонов.
Центр семьи.
В канун Универсиады 5 июля открылся новый дворец бракосочетаний «Казан». Его строительство заняло 500 дней. Изначально в здании планировалось разместить медиа-центр для журналистов, аккредитованных на Универсиаду, и только после игр открыть ЗАГС. Однако проведение необходимых для пресс-центра коммуникаций сочли слишком дорогим.
Проект здания создал известный российский скульптор Даши Намдаков. Форма дворца символизирует татарский котел – казан, который украшает металлический барельеф с крылатыми барсами. Венчает здание смотровая площадка площадью более 1,2 тыс. кв. м. Залов для регистрации два: большой - в классическом стиле, вместимостью до 50 человек, малый - в национальном восточном стиле, позволяющий собрать до 20 человек.
Ленинская дамба и Танковое кольцо.
Одним из самых масштабных проектов Универсиады стала реконструкция дорожной инфраструктуры города. В Казани построили 12 транспортных развязок, проложили 22 городские автомобильные дороги протяжённостью 65 км, возвели 44 пешеходных перехода.
Самыми крупными стали проекты реконструкции Ленинской дамбы и Танкового кольца. Реконструкция Ленинской дамбы обошлась в 3,2 млрд рублей. Новый мост через Казанку увеличил проходимость с 3,5 тысяч машин в час до 7 тысяч. В обе стороны теперь действуют по три полосы движения, одна из которых — выделенная полоса общественного транспорта. Двухуровневая развязка «Танковое кольцо» связала микрорайоны Азино и Горки с центром города, строительство обошлось в 2 млрд рублей.
Международный аэропорт «Казань».
К Универсиаде была проведена масштабная реконструкция казанского аэропорта. В 2009 году стартовало строительство нового терминала А1 пропускной способностью 1,2 млн пассажиров в год, которое обошлось в 2 млрд руб. Реконструирован и старый терминал - теперь его пассажиропоток составляет 2 млн человек ежегодно. Была модернизирована и взлетно-посадочная полоса, теперь аэропорт способен принимать на посадку самолеты всех видов.
От железнодорожного вокзала до аэропорта пустили ветку аэроэкспресса. На скоростных поездах Desiro Rus («Ласточка») это расстояние можно преодолеть за 20 минут. Стоимость одной поездки в стандартном вагоне составляет 200 руб., в вагоне бизнес-класса – 400.
Железнодорожные вокзалы.
К Универсиаде Казань получила два новых железнодорожных вокзала. Главное здание казанского вокзала закрыли на реконструкцию в августе 2012 года и в конечном итоге объект обрел свой первоначальный вид, полностью соответствующий задумке архитекторов прошлой эпохи. Кроме того, Казань наконец распрощалась с известным долгостроем — железнодорожным вокзалом на ул. Воровского. Стоимость строительства нового вокзала Казань-2, учитывая демонтаж старого здания, составила 1,2 млрд рублей.
Казанское метро.
Если первые станции Казанского метро открылись к Тысячелетию, то к Универсиаде ввели сразу три станции, объединив Авиастроительный район с остальным городом. К 9 мая «Казаньметрострой» сдал к семи уже имеющимся станции «Яшьлек», «Северный вокзал» и «Авиастроительная». Вместе со станцией «Козья слобода» стоимость строительства новых трех составила примерно 15 млрд рублей.