Перейти к основному контенту
Татарстан ,  
0 
Эксклюзив

ИТ-решения и стартапы: в Татарстане реализуют проекты онлайн-хакатонов

В Казани участники серии хакатонов Digital Superhero работали над решениями для обеспечения бизнеса и государственных органов. Организаторы отмечают, что ряд проектов уже начали применять на практике
ИТ-решения и стартапы: в Татарстане  реализуют проекты онлайн-хакатонов

В Казани с мая по сентябрь проходил марафон хакатонов серии Digital Superhero. На старте министр цифрового развития Татарстана Айрат Хайруллин акцентировал внимание участников, что перспективные проекты, направленные на совершенствование платформы государственных услуг, не останутся без должного внимания и поддержки со стороны государства.

Как сообщили в интервью РБК Татарстан организаторы, предложенные участниками наработки, будут использованы в реальном секторе экономики и госсекторе. Часть проектов уже начала реализоваться.

Марафон хакатонов Digital Superhero – совместный проект Республики Татарстан, минцифры РТ, ГБУ «Безопасность дорожного движения» РТ, группы компаний InnoSTage, бизнес-акселератора Digital SuperHero и Ак Барс Банка.

Генеральный директор группы компаний InnoSTage Айдар Гузаиров

— Какие цели ставили перед стартом марафона хакатонов? Оправдали ли участники и предложенные ими решения ожидания организаторов? Как в целом оцените итоги хакатонов?

Те цели, которые мы закладывали в марафон хакатонов, были достигнуты. Какие-то задачи мы даже перевыполнили. Например, внезапный для нас перенос хакатонов в онлайн-формат из-за коронавирусной инфекции дал интересные и неожиданные результаты. Мы получили совершенно другую географию и отклик.

Участников в этом году было больше. Через воронку хакатонов за полгода прошли свыше 1 тыс. человек. Более 500 человек приняли активное участие в мероприятиях. Были участники, которые работали в составе команд из-за границы. Наверное, они были бы нам недоступны в привычном режиме офлайн.

Кроме того, в этом году удалось привлечь больше партнеров, которые приняли участие в организации хакатона и поставили интересные задачи. Синергия всех этих секторов сработала в итоге на успех марафона.

Отмечу, что мы продолжаем анализировать результаты хакатонов. И, думаю, еще будем находить для себя интересные заготовки по итогам работы.

— Является ли хакатон удобным и работающим инструментом для генерации и поиска IT-решений для государства и бизнеса? Насколько проекты, предложенные в рамках марафона в 2020 году, оказались полезными с практической точки зрения?

Мы скрупулезно подходим к постановке задач. Они должны быть максимально практичными и приближенными к реалиям. Для нас важно, чтобы решения, которые рассматривались на хакатоне, нашли свое применение. В ближайшие полгода мы планируем «обкатать» около 10 отобранных решений на реальных предприятиях. Для нас это будет сигналом успешности гипотезы о том, что можно выйти на рынок и найти там свежие идеи.

— Помогают ли хакатоны искать квалифицированные ИТ-кадры? Есть ли примеры, когда участников пригласили крупные компании? Распространена ли такая практика?

Конечно, хакатоны – это, в том числе, и площадка для поиска талантливых специалистов для последующего найма в компании. На мой взгляд, это уникальный инструмент. Ведь в хакатонах принимают участие люди, которых не бывает на сайтах по поиску работы. Они не всегда находятся в активной фазе трудоустройства.

При этом важно, что в рамках хакатона можно познакомиться и оценить уровень профессионализма специалистов в деле. Так что – это одна из перспективных форм поиска сотрудников. Я уже отмечал, что через воронку хакатонов только в этом году прошло больше 1 тыс. человек. То есть, это широкое поле и для работы HR-специалистов.

—  В чем профит для команд от участия в подобных проектах? Что получают участники?

В первую очередь, денежные призы. В ту воронку, которую мы образовали , в основном попадали начинающие команды. И этим ребятам важно получение финансового результата, как для возможности дальнейшего развития, так и для самомотивации.

Кроме того, одно из главных преимуществ хакатонов – это возможность попробовать себя в реализации конкретных задач. Узнать, способен ли ты собраться в короткие сроки? У нас были нетривиальные задачи. Например, связанные с экологией или дорожным движением. Думаю, далеко не у всех участников был подобный опыт.

Кроме этого, хакатон дает возможность сформировать новые связи. Это многоцелевое, многогранное сотрудничество.

— Какова роль акселератора Digital Superhero в рамках проведения марафона онлайн-хакатонов?

Мы видим свою деятельность шире, чем простая организация мероприятия. Скорее, можно говорить об операторе-акселераторе. Благодаря тому, что наш акселератор интегрируется с нашим основным бизнесом, мы можем обеспечить переход от гипотез, от первых прототипов, сделанных участниками, к практической апробации на поле наших заказчиков. Здесь мы можем оказывать некую поддержку.

И так как в этом году нам удалось поднять планку, уже задумываемся о том, куда двигаться на будущий год. Нам необходимо учиться продвигать решения участников на глобальном уровне. Можно сказать, что это та цель, к которой мы будем двигаться.

Сотрудничество с Лабораторией Касперского, которое состоялось в этом году, первый шаг к этому.

— Планируете ли проведение такого марафона в 2021 году? Есть понимание, какие задачи будут ставиться в следующем году?

Задачи будем формировать в следующие полгода. Важно, что партнеры, которые были с нами в этом году, подтвердили заинтересованность в участии и в следующем «сезоне». Надеемся, что у проекта появятся и новые индустриальные партнеры, например, из сферы энергетики.

— В следующем году вернетесь в офлайн-режим или останетесь в онлайне?

Если условия позволят работать в офлайне, то, скорее всего, появится гибридная модель. Повторюсь, онлайн открыл нам новые горизонты. Несмотря на все сложности и изначально пугающий формат, результаты превзошли ожидания. Не хочется потерять наработки, которые были нами получены. С другой стороны, хочется вернуть некоторые элементы старых добрых хакатонов. Те истории, когда команды запираются в одном помещении и 24 часа в сутки занимаются решением задач.

Директор государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов.

— Какое количество участников было на хакатоне? Из каких городов?

Если говорить о марафоне из трех онлайн-хакатонов, то мы получили 1 120 заявок на участие из 70 городов. Помимо разработчиков из Татарстана, участвовали команды из российских регионов и зарубежных стран – были команды, которые в период соревнований находились в Белоруссии, Чехии, Германии.

На хакатоне были представлены участники из городов Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Иннополис, Уфа, Хабаровск, Владивосток, Краснодар, Челябинск, Нижний Новгород, Н.Челны, Красноярск, Саратов, Кемерово, Владимир, Обнинск; Омск; Ростов-на-Дону Душанбе, Махачкала, Челябинск, Сыктывкар, Кузнецк, Тольятти, Электросталь, Калининград, Симферополь; Томск. Участники находились и в таких городах, как Мюнхен, Ереван, Милан, Прага, Брно.

На финальном хакатоне на призовой фонд претендовали 48 команд, 9 из которых стали победителями и 3 были отмечены специальными наградами. В финале в дополнение к стандартным призовым местам были добавлены дополнительные номинации «Прорыв», «Креативное решение», «Приз зрительских симпатий», что позволило нам наградить больше команд. В целом по трем хакатонам общий призовой фонд составил 2,4 млн.руб.

Призеры финального хакатона по трекам:

1 место - команда «Стратиенко» (Электросталь), 2 место – команда «Digital rover» (Саратов, Красноярск, Кемерово), 3 место – команда «Unity3D Oculus VR» (Москва);

1 место – команда «CVD Team» (Санкт-Петербург), 2 место – команда «Mozhayka Team» (Санкт-Петербург), 3 место – команда «ASDF» (Самара);

1 место – команда «Black Magic Production» (Казань), 2 место – команда «AI Radiology» (Иннополис, г.Москва), 3 место – команда «FaNopOch» (Иннополис).

Дополнительные номинации:

«Прорыв» – команда «Tracking Team» (Казань), «Креативное решение» – команда «Sigma» (Иннополис), «Приз зрительских симпатий» – команда «Часто пропадаем» (Санкт-Петербург).

— ГБУ БДД были постановщиками задач на первом и финальном хакатонах. Насколько созданные разработки удовлетворяют ожиданиям? Получили ли результат, на который рассчитывали? Расскажите о наиболее интересных кейсах финального хакатона.

В рамках первого онлайн-хакатона участники создавали ИТ-проекты в сфере интеллектуальных транспортных систем и работали с платформой Распределенного ситуационного центра Республики Татарстан.

Новые решения в сфере интеллектуальных транспортных систем сегодня крайне востребованы. В федеральном национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» направление ИТС стоит отдельным блоком. В 2020 году на оптимизацию транспортных потоков в республике выделено 370 млн рублей, сейчас идет поиск наиболее эффективных решений и технологий.

Одним из элементов ИТС является система распознавания изображений и одна из задач первого хакатона была именно на эту тему. Участниками были разработаны алгоритмы распознавания автомобильных регистрационных знаков и типов транспортных средств, в том числе, провоцирующих инциденты на дорогах. Также во время хакатона команды разрабатывали оптимальные модели транспортных потоков.

С платформой ситуационного центра участники познакомились впервые, но это не помешало им создать порядка 100 математических моделей по разным направлениям. Задачи были сложными, но результат превзошел ожидания – участники продемонстрировали, насколько разнопланово можно применить платформу для принятия управленческих решений с использованием прогнозной аналитики. Не так давно был запущен портал, на котором уже сегодня можно увидеть сформированные модели, а также создавать их самостоятельно.

На финальный хакатон мы предложили несколько разноплановых задач: разработка игры для пропаганды безопасности дорожного движения, распознавание объектов на космоснимках, на фото с квадрокоптеров и на рентгеновских изображениях, а также разработку сервиса для определения мест концентрации ДТП и создание на основании этих данных рекомендательной модели по оптимизации размещения камер фиксации нарушений. Решая эти задачи, участники предложили множество новых идей, разработали прототипы и сервисы.

— В чем значимость предложенных ИТ-решений для республики? Какие из них действительно могут быть применены в ближайшем будущем? Есть ли примеры, что созданные решения уже пошли в эксплуатацию?

Один из успешных примеров – сервис распознавания транспортных средств, который был разработан одной из команд на майском хакатоне. Эта команда, получившая специальную номинацию Ready to Use, уже в июне этого года внедрила сервис в работу. Благодаря этому сегодня 70% информации, получаемой с камер, обрабатывается автоматически.

Таким образом, в рамках хакатона в короткие сроки был разработан сервис, который впоследствии был доработан участниками и в результате мы получили готовый к использованию продукт. Оптимизация всех процессов заняла всего пару недель после мероприятия.

Еще один положительный пример – проект команды-победителя хакатона «Интеллектуальные транспортные системы и элементы ситуационных центров», которая разработала эффективный алгоритм видеоанализа транспортных потоков с использованием технологии машинного зрения. Этот алгоритм, после небольшой доработки, может быть применен в системах контроля движения на загруженных автодорогах.

Одной из задач, связанных с платформой Распределенного ситуационного центра РТ, было создание алгоритма определения источника загрязнения воздуха. На ее решение у команд была всего неделя, чтобы изучить область применения и разработать собственное решение. В результате команды презентовали прототипы, способные выявлять возможный источник выброса и показывать его на карте.

Недельный срок для решения подобного рода задач явно недостаточен, и для создания точной модели потребуется гораздо больше времени, но мы увидели интересные команды, способные решать подобные задачи. В будущем эти проекты можно будет доработать и применять на практике, чтобы в режиме реального времени отслеживать выбросы и визуализировать локацию предприятий-нарушителей.

— Насколько республика заинтересована в поддержке подобных цифровых проектов? Каких финансовых затрат это потребует?

Татарстан всегда был заинтересован в развитии кадрового потенциала для решения задач цифровизации всех сфер республики. В июле этого года в Кабинете Министров РТ прошло заседание по вопросам цифровой трансформации Татарстана, где Президент РТ Рустам Минниханов отметил, что необходимо использовать самые передовые практики России и мира.

Главная цель хакатонов Digital Superhero – получить продуктивные идеи и быстрые решения, которые можно использовать в процессах цифровизации органов управления и предприятий нашей республики.

В целом, проведение подобных мероприятий позволяет, с одной стороны, четко и быстро селектировать первоочередные задачи как у государства, так и у бизнеса, а с другой – показать инициативным командам направления, по которых имеется потребность в новых решениях, что в свою очередь может стать первым этапом к появлению новых стартапов в республике.

Что касается финансов, то могу сказать, что в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» до 2024 года правительство России выделит около 20 млрд рублей российским компаниям-разработчикам для создания программных продуктов. Мы ожидаем, что на поддержку государства смогут претендовать порядка 400 компаний Татарстана, среди которых немало стартапов, для которых хакатоны — это прекрасная возможность заявить о себе и своих возможностях.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16:41
Все новости Татарстан
The Jerusalem Post узнала, что ЦАХАЛ определилась с ответом на удар Ирана Политика, 22:34
Бракоразводный процесс между Лерчек и ее мужем приостановили до лета Общество, 22:27
Байден продлил запрет на прием связанных с Россией судов в портах США Общество, 22:21
В США заявили о подготовке КНДР к запуску второго спутника-шпиона Политика, 22:13
Жителей пяти деревень в Тюменской области призвали эвакуироваться Политика, 22:08
«Топит всё, везде». Очевидцы рассказали о последствиях дождей в Дубае Общество, 22:04
Уровень воды близ Кургана приблизился к 8 метрам Общество, 21:53
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Фанаты «Барселоны» по ошибке забросали автобус своего клуба вместо ПСЖ Спорт, 21:52
ЦСКА вышел в финал Кубка России в «пути РПЛ» Спорт, 21:25
Шестикратный участник Матча звезд НБА завершил карьеру в 35 лет Спорт, 21:23
МАГАТЭ решило отозвать своих инспекторов с иранских ядерных объектов Политика, 21:22
Силовики применили против протестующих в Тбилиси слезоточивый газ Политика, 21:13
МВД заявило о защите чести полиции после сообщений об избиении нацболов Политика, 21:09
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:03