Дороги в будущее: как федеральные трассы меняют города Татарстана
Изменения городов уже происходят
В этом году планируется завершение строительства трассы М-12 «Восток» и пуск движения от Москвы до Казани. Дорога уже начала менять Казань и другие города республики, считают эксперты. Трасса повлияет не только на транспортную инфраструктуру, но и на логистику, жилье и так далее. М-7 «Волга» также стимулирует развитие городов.
Первый заместитель директора Института пространственного планирования РТ Максим Викулин на архитектурно-строительном форуме «Казаныш» отметил, что для Казани появление М-12 «Восток» и моста через Волгу – это сдвиг всей географии города. Инвестиционный интерес и активность смещаются в южную зону. Появление входной точки с трассы полностью меняет планировочную структуру.
«Для нас это большой вызов. Нам необходимо увязать все планы, решения, мероприятия по развитию транспорта с этим проектом. Один из таких кейсов – проработка связи транспортной сети города с развязками, которые появляются на М-12», — сказал Викулин.
Поскольку активность транспортного потока на въездах в Казань со стороны М-12 увеличится, возникнут неудобства для жителей близлежащих территорий. Основатель архитектурного бюро Liphart Architects Степан Липгарт рассказал, как застройщики решают этот вопрос. Бюро разрабатывало для жилого комплекса рядом с кольцевой развязкой Оренбургского тракта, проспекта Универсиады и улицы Танковой.
«Со стороны развязки мы создали экранирующую вставку со встроенными помещениями, которая изолирует двор от негативного влияния, такого как шум, грязь, выхлопные газы», — сказал Либгарт.
Строительство трассы М-12 «Восток» начали в 2020 году. В 2021 году президент РФ Владимир Путин поручил продлить ее до Екатеринбурга. В ноябре 2023 года автомагистраль продлили до Тюмени, соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Протяженность трассы М-12 «Восток» составляет 810 км, она является частью международного транспортного коридора «Россия».
М-7 «Волга» тоже оказывает влияние на города Татарстана. Частью трассы станет обход Набережных Челнов и Нижнекамска.
«В следующем году наш институт планирует приступить к разработке мастер-плана Камской агломерации – это Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга. Мы полностью меняем ее структуру, Нижнекамск получает огромный импульс для развития, там на порядок сокращается время доступности всех городов», — сообщил Викулин.
Дальше – больше
Городам Татарстана стоит готовиться и к другим изменениям. Направления для развития можно извлечь из опыта других регионов. Одним из таковых является ускорение логистики.
«Маршрут от Казани до Санкт-Петербурга по М-12 «Восток» займет 19 часов. Аналогичный уже существующий маршрут сейчас занимает 22-23 часа. Это довольно существенно сокращает время поездки. Это не только туризм, это даже, в основном, транспортировка грузов. Восточное направление для нас сейчас одно из основных, тем более в сторону Казани, дальше в Тюмень, возможно, дальше и в Китай и Монголию, почему бы и нет. Это как раз то направление, которое требует серьезных вложений», — сказал заместитель начальника управления Архитектурного совета комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Сергей Глубокин.
Главный архитектор Перми Дмитрий Лапшин добавил, что близость к трассам предполагает появление новых объектов. Например, в их городе этот фактор способствовал появлению логистического центра одного из маркетплейсов.
Начальник департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Екатеринбурга Руслан Габдрахманов обратил внимание на то, что города всегда растут в сторону трасс, постепенно заполняя территории инфраструктурой.
«У нас появляются новые точки предложения труда. Естественно, мы туда должны привезти людей. Помимо этого, как только у нас начали появляться эти точки, у нас активизировались девелоперы и тоже решили развивать свои территории», — пояснил Габдрахманов.
Развитие города привлекает людей из других населенных пунктов и регионов. Поэтому близость к федеральным трассам, в конечном итоге, может увеличить население.
«Конкуренция за человеческий потенциал, который может мигрировать из одного города в другой – это определенный вызов для властей городов, которые находятся на этой трассе, какие решения принять, каким образом развивать город, чтобы люди стремились переехать в твой», — отметил Габдрахманов.
На данный момент на территории Татарстана открыто 72 км трассы М-12 «Восток». Движение по восьмому этапу дороги протяженностью 70,8 км и по всем 810 км от Москвы до Казани запустят в декабре. После этого власти смогут в полной мере оценить влияние трассы на регион.
«Жизнь до трассы и после будет сильно отличаться. Нам надо будет очень крепко всем подумать о сохранении идентичности своих городов. Связанность городов резко увеличится. С одной стороны, нам надо максимально этим пользоваться, с другой – нужно сохранить самобытность, это очень интересная задача», — заключила главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан