Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Татарстан
Россияне назвали необходимые политикам качества киногероев Политика, 05:57 В Бурятии пропавшего накануне шестилетнего мальчика нашли в подъезде Общество, 05:51 Власти Чили из-за протестов ввели чрезвычайное положение в двух городах Общество, 05:23 СМИ узнали о «нештатной ситуации» на учениях под руководством Путина Политика, 05:11 Путин напомнил о реакции России на эпидемию лихорадки Эбола в Африке Политика, 04:53 Каждый четвертый россиянин назвал себя «жертвой перестройки» Общество, 04:25 Премьер Северной Македонии объявил о проведении досрочных выборов Политика, 04:22 Кадыров заявил о готовности дать отпор сирийским боевикам на Кавказе Политика, 03:57 Усатый заявил о победе на выборах мэра молдавского города Бельцы Политика, 03:55 В подвале ресторана в центре Москвы произошел пожар Общество, 03:22 CNN сравнил действия Трампа в Сирии с игрой в «русскую рулетку» Политика, 03:12 Британские СМИ назвали Путина влиятельным политиком на Ближнем Востоке Политика, 02:38 Стали известны регионы с самым доступным газом для населения Экономика, 02:19 В Красноярском крае объявили траур после разрушения дамбы Общество, 02:07
Татарстан ,  
0 
Смена курса: крупные ТЦ Казани теряют популярность из-за формата «у дома»
В 2018 году в Казани не было открыто ни одного крупного торгового центра. Эксперты не прогнозируют их появления и в 2019 году. По их мнению, сферу коммерческой недвижимости ждет стагнация и даже спад

Год без открытий

Согласно анализу компании UD Group, в 2018 году на рынке Казани не появилось крупных игроков, но были открыты 3 средних торговых площадки. «Это специализированные магазины Castorama, «Мегастрой», торговый центр «Моки». При этом, уже в ноябре 2018 года Castorama объявила о планах по выходу с российского рынка. Поэтому Казань будут ждать изменения уже в текущем году, хотя пока информации о датах закрытия магазина руководство компании не дает. Торговый центр «Моки» стартовал с низкой загрузкой, менее 15% площадей», – заявили аналитики. По данным UD Group, в торговом центре представлены только 3 крупных оператора.

На данный момент в Казани работает 51 торговый центр, общей площадью более 1 млн квадратных метров. Качественное предложение представлено 12 торговыми и торгово-развлекательными центрами, торговая площадь которых составляет 403,6 тыс. квадратных метров.

Как отметили эксперты UD Group, в нынешнем году открытие крупных объектов не запланировано. «Также приостановилась стройка ТРК «Авиатика». Из-за длительного простоя сроки сдачи комплекса передвинутся. А вот 2020 год обещает быть богатым на события. Рынок ожидает открытия центра семейного отдыха по ул. Павлюхина, который займет первое место по объему площадей и перегонит «Мегу», – сказали в компании.

Время стрит-ритейла

По данным UD Group, арендаторами торговых центров являются сетевые и несетевые ритейлеры. При этом сетевики эконом-сегмента все чаще открывают точки и планируют развитие в торговых центрах районного масштаба и стрит-ритейле крупных жилых массивов.

Как рассказала заместитель директора информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова, время популярности торговых центров уходит. По ее мнению, небольшие торговые центры районного значения, расположенные в густонаселенных жилых кварталах, могут в текущем году оказаться более востребованными у арендаторов, чем крупные ТЦ и моллы.

«В таких ТЦ арендные ставки ниже, а трафик покупателей высок. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках популярными останутся крупные торговые центры, которые расположены в шаговой доступности от метро, либо находятся непосредственно в жилом микрорайоне», – сказала Мильчакова. Эксперт отметила, что подскочившие цены на бензин отторгли покупателей и арендаторов от моллов, до которых нужно добираться на авто.

В торговой недвижимости увеличивается разрыв между лидерами и аутсайдерами. По мнению заместителя руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield Татьяны Дивиной, в условиях ограниченных ресурсов потребители выбирают наиболее выгодные предложения и посещают максимально привлекательные объекты.

«Даже близко расположенные торговые центры могут существовать в совершенно разных условиях. Тот, что ближе стоит к шоссе и метро, не будет испытывать проблем с арендаторами и трафиком, а ТЦ буквально через дорогу окажется полупустым. В ближайший год борьба за потребителя продолжится», – сказала Дивина.

Как рассказали РБК-Татарстан руководитель отдела компании Watcom Михаил Васильев, в 2018 году Shopping Index, оценивающий количество людей на тысячу квадратных метров торговой площади, в Казани продемонстрировал нулевой рост, по сравнению с 2017. «По итогам года – это неплохо. Например, в Москве он упал на 5,2%», – сказал Васильев.

Стагнация и спад

По прогнозам UD Group, на фоне негативных макроэкономических показателей и ухода с рынка крупных ритейлеров в сфере торговой недвижимости ожидается стагнация. Наталья Мильчакова заявила, что стагнация – это хороший сценарий.

«В 2018 году в России было запланировано открытие 11 моллов. В результате, было открыто намного меньше. Оффлайновые магазины и торговые форматы вытесняются бурным развитием электронной коммерции и интернет-магазинов. Если в 2019 году будет стагнация, а не спад, то для формата моллов и ТЦ это окажется очень даже неплохо», – сказала Мильчакова.

По мнению экспертов CBRE, в 2019 году после стабилизации в течение прошедших 3 лет ставки аренды в торговых центрах вырастут. «Продолжится снижение доли свободных площадей. В конце текущего года этот показатель снизится до 6,5-7%, несмотря на значительное количество новых объектов, находящихся на стадии строительства», – сказали в CBRE.

Эксперты также спрогнозировали рост сегмента Health&Beauty, количества аутлетов и развитие многофункциональной недвижимости.

Задайте вопрос Максиму Орешкину
Министр ответит на самые популярные из них в онлайне на РБК