Смена курса: крупные ТЦ Казани теряют популярность из-за формата «у дома»
Год без открытий
Согласно анализу компании UD Group, в 2018 году на рынке Казани не появилось крупных игроков, но были открыты 3 средних торговых площадки. «Это специализированные магазины Castorama, «Мегастрой», торговый центр «Моки». При этом, уже в ноябре 2018 года Castorama объявила о планах по выходу с российского рынка. Поэтому Казань будут ждать изменения уже в текущем году, хотя пока информации о датах закрытия магазина руководство компании не дает. Торговый центр «Моки» стартовал с низкой загрузкой, менее 15% площадей», – заявили аналитики. По данным UD Group, в торговом центре представлены только 3 крупных оператора.
Как отметили эксперты UD Group, в нынешнем году открытие крупных объектов не запланировано. «Также приостановилась стройка ТРК «Авиатика». Из-за длительного простоя сроки сдачи комплекса передвинутся. А вот 2020 год обещает быть богатым на события. Рынок ожидает открытия центра семейного отдыха по ул. Павлюхина, который займет первое место по объему площадей и перегонит «Мегу», – сказали в компании.
Время стрит-ритейла
По данным UD Group, арендаторами торговых центров являются сетевые и несетевые ритейлеры. При этом сетевики эконом-сегмента все чаще открывают точки и планируют развитие в торговых центрах районного масштаба и стрит-ритейле крупных жилых массивов.
Как рассказала заместитель директора информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова, время популярности торговых центров уходит. По ее мнению, небольшие торговые центры районного значения, расположенные в густонаселенных жилых кварталах, могут в текущем году оказаться более востребованными у арендаторов, чем крупные ТЦ и моллы.
«В таких ТЦ арендные ставки ниже, а трафик покупателей высок. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках популярными останутся крупные торговые центры, которые расположены в шаговой доступности от метро, либо находятся непосредственно в жилом микрорайоне», – сказала Мильчакова. Эксперт отметила, что подскочившие цены на бензин отторгли покупателей и арендаторов от моллов, до которых нужно добираться на авто.
В торговой недвижимости увеличивается разрыв между лидерами и аутсайдерами. По мнению заместителя руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield Татьяны Дивиной, в условиях ограниченных ресурсов потребители выбирают наиболее выгодные предложения и посещают максимально привлекательные объекты.
«Даже близко расположенные торговые центры могут существовать в совершенно разных условиях. Тот, что ближе стоит к шоссе и метро, не будет испытывать проблем с арендаторами и трафиком, а ТЦ буквально через дорогу окажется полупустым. В ближайший год борьба за потребителя продолжится», – сказала Дивина.
Как рассказали РБК-Татарстан руководитель отдела компании Watcom Михаил Васильев, в 2018 году Shopping Index, оценивающий количество людей на тысячу квадратных метров торговой площади, в Казани продемонстрировал нулевой рост, по сравнению с 2017. «По итогам года – это неплохо. Например, в Москве он упал на 5,2%», – сказал Васильев.
Стагнация и спад
По прогнозам UD Group, на фоне негативных макроэкономических показателей и ухода с рынка крупных ритейлеров в сфере торговой недвижимости ожидается стагнация. Наталья Мильчакова заявила, что стагнация – это хороший сценарий.
«В 2018 году в России было запланировано открытие 11 моллов. В результате, было открыто намного меньше. Оффлайновые магазины и торговые форматы вытесняются бурным развитием электронной коммерции и интернет-магазинов. Если в 2019 году будет стагнация, а не спад, то для формата моллов и ТЦ это окажется очень даже неплохо», – сказала Мильчакова.
По мнению экспертов CBRE, в 2019 году после стабилизации в течение прошедших 3 лет ставки аренды в торговых центрах вырастут. «Продолжится снижение доли свободных площадей. В конце текущего года этот показатель снизится до 6,5-7%, несмотря на значительное количество новых объектов, находящихся на стадии строительства», – сказали в CBRE.
Эксперты также спрогнозировали рост сегмента Health&Beauty, количества аутлетов и развитие многофункциональной недвижимости.