Стройматериалы в Татарстане: Проблемы рынка и планы на оборот в 300 млн
Торговый оборот Татарстана в 2016 году составил 801,6 млрд рублей. Из них Минпромторгу республики известно лишь о 3%, которые занимают строительные материалы в этом объеме. Цифра небольшая, а от этого и недостоверная, так как ЕГАИС для этого сегмента пока не придумали. Минпромторг оценивает сотрудничество между производителями и торговыми сетями в положительном ключе, отмечая присутствие в Казани мировых сетей, как предмет глобализации.
«Розница, касающаяся продуктов питания, законом более чем четко отрегулирована. А вот в сегменте Non-food, у торговых сетей свободы больше: к примеру, производитель, который хочет сотрудничать с сетью, может ждать своей выручки дольше обычного. Тем не менее, мы видим, что даже в таких условиях нет острых конфликтов между сетями и производителями», - отметил замминистра промышленности и торговли РТ Денис Валеев в ходе круглого стола РБК-Татарстан.
Индикатором здоровья рынка Валеев назвал и присутствие в Татарстане мировых сетей. Отечественные производства сегодня также представляют международный бизнес, так как львиная доля продукции отправляется в том числе на экспорт. «На никто не ограничивает в выходе на зарубежные рынки - Турции и Франции, к примеру», - добавил замминистра.
Подтверждают объемы местных предприятий, реализация в «Леруа Мерлен» карбоната, почти 100% которого произведено в Татарстане; металлопроката и кровли - в таких же цифрах. По мнению Минпромторга, это говорит о качественном взаимодействии между предприятиями республики и крупнейшими сетями, которым выгодно закупать местные материалы, а не привозить их из-за рубежа. «Леруа Мерлен», в частности, в 2017 году ведет переговоры с татарстанскими компаниями по заключению контрактов на 130 позиций различного вида продукции с планируемым оборотом в 300 млн рублей.
Торговые подразделения компании ROCKWOOL, центральный офис которой находится в Дании, появились в России в конце 90-ых, первое производство стартовало в 1999 году, а сегодня одна из четырех площадок действует в ОЭЗ «Алабуга». Заместитель директора по продажам ROCKWOOL Russia Шамиль Фатхуллин отмечает, что сегодня на российских заводах компании производственный процесс более чем на 95% потребляет сырье и материалы, произведенные на территории РФ.
«Работая в Татарстане, мы создаем продукт для местного потребителя. Площадка в «Алабуге» работает 24/7, часть продукции отправляя на экспорт. Каждый год предлагаем новые решения не только для частного покупателя, но и для промышленного сегмента, нефтехимического комплекса – позиции усиливаются», - добавил. К слову, в 2016 году ROCKWOOL, помимо использования зарубежных технологий, спроектировал на местном предприятии материал, позволяющий значительно сэкономить место при звукоизоляции в помещениях.
По истечении трёх-четырёх месяцев после запуска ROCKWOOL «Алабуге» вышел на 100% мощность. По словам Фатхуллин, сегодня около 40% продукции уходит в сегмент частного строительства, реконструкции дачных домов; еще 40% составляют потребители профессионального сегмента, остальное - B2B. В ближайших планах акцентирования на материалы, которые позволяют повысить энергоэффективность.
Проблему экспорта в сегменте стройматериалов в ходе круглого стола поднял генеральный директор KASTAMONU в России Али Кылыч. По его словам, нестабильный рубль пока продолжает влиять на низкие темпы в этом направлении. «Есть надежда, что в ближайшие полгода ситуация нормализуется. Несмотря на сложившиеся условия, после запуска второй очереди в прошлом году работаем 24/7 и планируем в этом году отправить на экспорт 40% продукции. Хотелось бы, конечно, весь объем реализовывать в Татарстане, но пока республика занимает небольшую долю. Планируем увеличивать линейку лимитированной продукции и работать по расширению цвета и декора ламината», - отметил Али Кылыч.
KASTAMONU, работающая в основном на B2B, сегодня представлена в пяти странах. Темпы производства высокие - турецкая компания занимает на мировой арене продукции деревообработки 7 место, в Европе – 4-ое.
К слову о развитии производителей. Сегодня, даже имея незапятнанное имя и современное производство, не всегда просто зайти в торговые сети. Желающих много, условия жесткие, есть наличие и штрафных санкций, а также желание торговых сетей реализовывать товар по низкой цене. Вкупе с желанием производителя все-таки получить кровные за свой труд это создает сложности, считает директор по развитию Aksolit Антон Кушниренко, который вместе с коллегами сегодня делает ставку по реализации на торговые дома.
«В Татарстане мы разрабатываем с 2015 года гипсовое месторождение. За это время, в условиях сокращения ранка, удалось запустить производство на 60-70%. С 2016 года мы не работает напрямую с сетями, сотрудничаем с торговыми домами, отказавшись от отдела продаж, который ранее состоял из 60 человек. Останавливает система дистрибуции, у нас нет возможности замораживать средств на 60 дней, как того требуют торговые сети. Кроме того, с сетями мы вынуждены работать на минимальной наценке», - отметил Кушниренко.
По его словам, высокая узнаваемость и производство мирового уровня никак не способствует наличию продукции на прилавках магазинов. В свою очередь, по мнению директора по сорсингу компании «Леруа Мерлен» Руслана Хакало, сети выстраивают цены в зависимости от желания покупателя и в определенных сегментах. «Исходим из того, что нужно покупателю: нужны бренды - даём бренды, но также чётко даём себе отчёт, что бренд это далеко не все: мы стараемся развивать и собственные марки, так, сегодня они занимают 20%, планируем 50%. Вопрос о брендах условный и на локальные примеры мы обращаем внимание, для нас это поле для большой деятельности», - отметил Хакало.
Что же касается штрафных санкций в отношении производителей – политика, которую торговые сети выстраивают каждая по-своему. Однако, опыт этот сложился в силу поставщиков, которые ведут себя не по-партнерски, считает Хакало. «Штрафы предусмотрены только для тех, кто ведёт себя не дисциплинированно», - добавил спикер.
К слову, сегодня у «Леруа Мерлен» 1 066 поставщиков различных сегментов продукции. При заходе сети в очередной регион, компания предпочитает обращать внимание на местных поставщиков, что проще по соображениям логистики и ценовой политики.