Без НДС: рестораторы Казани оценили изменения налоговой политики
Отмена НДС
Как рассказала в беседе с РБК Татарстан исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ Галина Шарафутдинова, отмена НДС – это полезный инструмент, но он подходит тем, кто работает на общей системе налогообложения, то есть крупным ресторанным сетям. «Такие сети смогут существенно экономить – речь о сотнях тысяч рублей в год. В Казани таких предприятий немного: порядка 10-15% от общего числа заведений общепита», — сказала Шарафутдинова.
На Петербургском международном экономическом форуме президент Владимир Путин предложил запустить с 2022 года пилотный проект по плавному переходу компаний общественного питания с упрощенного на общий режим налогообложения. Предприятия с выручкой до 2 млрд руб. освободят от уплаты НДС. За компаниями сохранится право на уплату страховых взносов по пониженной ставке в 15% даже в том случае, если численность персонала вырастет до 1,5 тыс. человек, отметил Путин.
По словам Шарфутдиновой, новый закон позволит сетям укрупнятся. «Сегодня есть предприятия, которые создают отдельные юрлица для каждого заведения. Сейчас же они смогут оптимизировать свои расходы. Мы хотим, чтоб власти услышали: наш бизнес низкорентабельный. И если сегодня не задуматься о мерах поддержки, завтра мы забудем о гастрономии как таковой», — сказала Шарафутдинова.
Владелец казанских заведений ReLab, Mr. Willard и Paloma Cantina Артур Галайчук согласился, что отмена НДС коснется только крупных игроков. По его мнению, местному общепиту был бы полезнее возврат к системе ЕНВД.
«Очень крупные игроки так или иначе бывают спаяны с государством. Да, тем, у кого огромные обороты, это облегчит жизнь. Но думаю, в основном, это коснется Москвы и Санкт-Петербурга, где есть крупные проекты. Для малых городов это не так актуально», — сказал Галайчук.
Новая патентная система налогообложения Татарстана была принята Госсоветом РТ в декабре 2020 года. Кабмин РТ разработал законопроект в связи с ноябрьскими изменениями в Налоговый кодекс РФ и отменой ЕНВД с 1 января 2021 года.
Позднее после обращений от бизнеса власти Татарстана расширили список индивидуальных предпринимателей (ИП), которые смогут перейти на патентную систему налогообложения. Приобретение патента станет доступно, в том числе тем, кто ранее платил единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
Компенсация потерь
Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин считает, что приблизительная оценка доли валовой добавленной стоимости общепита Татарстана, подпадающего под смягчение налоговых условий, в ВРП региона составляет 3,3%.
Отмена НДС, по его мнению, повлияет в том числе и на региональный бюджет. Компенсация, по словам Осина, произойдет за счет других налогов. «Как известно, с 2021 года зарплаты граждан, свыше 5 млн рублей в год, будут облагаться по ставке НДФЛ 15% против 13% ранее. Налог на доходы физических лиц в размере 85% зачисляется в бюджеты регионов РФ. 15% направляются в муниципальные бюджеты. Обсуждается введение прогрессивного налога на недвижимое имущество, который является местным налогом. Параллельно, как видим, происходит «смягчение» налоговых условий на сегменте МСП», — сказал Осин.
По его мнению, в России есть тренд на смягчение налоговой нагрузки на сегменты бизнеса, играющие ключевую роль в формировании темпов роста инвестиций. «Причина – внешний экономический спрос на «смягчение» инвестиционных условий в РФ. Он продиктован, как представляется, ростом товарных рынков, повышением интереса инвесторов к вложениям на развивающемся сегменте в условиях, созданных ультра-мягкой монетарной политикой ЦБ», — сказал Осин.
По мнению эксперта, снижение НДС, замена его на налог с продаж, который исключает накопление проинфляционных факторов, необходимы экономике в целом.
«Возврат НДС происходит не полностью и не сразу. Предприятия фактически «вбивают» в свои цены стоимость кредитов, которые они должны привлекать для возмещения изъятых из оборота средств. Приблизительная оценка этих факторов в итоговых ценах, в том числе у общепита, составляет до 1% на каждую операцию, связанную с перепродажей товаров в рамках производственного цикла», — сказал Осин.