Эксперт: трасса Москва – Казань принесет экономике триллионы рублей

В столице РТ состоялась встреча с директором Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаилом Блинкиным, который рассказал об эффекте новой скоростной трассы М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань на экономику Татарстана.
Эксперт отметил, что строительство дороги позволит Татарстану занять важное место в структуре транспортного коридора «Европа – Западный Китай». Существующая дорожная инфраструктура не позволяет сделать этого.
«Трасса М-7 «Волга» совмещает несовместимое. Это одновременно кусок серьезного транспортного коридора и старинная дорога, на 700 км протяженности которой имеется 1,5 тыс. точек доступа – в среднем, две точки доступа на километр. Треть протяженности трассы М-7 проходит по территории населенных пунктов, в том числе Республики Татарстан. Для российского и международного грузового трафика это очень плохо, поскольку нужно соблюдать ограничение по скорости в 60 км/ч и стоять на светофорах. И для местных жителей в наличии такой трассы на территории населенного пункта нет ничего хорошего», – сказал Блинкин.
Эксперт добавил, что трасса М-7, которую планируется отремонтировать, будет выполнять функции «местной» дороги, а нагрузку по перевозке грузов возьмет на себя новая М-12, которая будет являться дорогой высшей категории. По законодательству, на такую дорогу будет предусмотрено меньшее количество въездов.
Ожидается, что разгрузка трассы «Волга» позволит снизить показатели аварийности на участке Москва – Казань, где в 2018 году произошло 809 ДТП, в том числе 188 смертельных. С вводом новой трассы число потенциальных жертв, по прогнозам, сократится к 2030 году до 25. Например, с вводом М-11 Москва – Санкт-Петербург число ДТП в прошлом году снизилось в два раза, а число смертей – практически в три раза к 2016 году.
Протяженность трассы М-12 составит 794 км, в том числе 145, заявленная скорость движения 130 км/ч. От Москвы до Казани можно будет доехать за 6,5 часов. Дорога будет включать в себя три моста, в том числе через Волгу в районе Казани, длиной порядка 3 км. Проезд будет платным.
Строительство скоростной трассы, согласно расчетам правительства и экспертов, принесет Татарстану прирост валового регионального продукта на 146 млрд руб. к 2050 году. Общий макроэкономический эффект за счет объединения в зоне 8-часовой доступности регионов, которые нуждаются в автоперевозках производимой продукции, по прогнозу властей и эксперта, составит 2,4 трлн руб.
В зоне тяготения скоростной трассы сконцентировано 70% российского автопрома, 50% аэрокосмической и оборонной промышленности, 40% –металлургии, 30% машиностроения и приборостроения, 25% – нефтепереработки, химии, нефте- и газохимии, 20% – продуктов питания и сельского хозяйства страны. Ключевыми кластерами-бенефициарами проекта являются Поволжский автомобильный и Камский нефтехимический.
«Все, что касается грузоперевозок, будет просто умножено на два. Выход, как на Запад, так и на Восток, придаст серьезный импульс к развитию любого промышленного производства», – сказал Блинкин.
Эксперт отметил, что М-12, помимо промышленности, даст импульс развитию малого и среднего бизнеса. Например, будут строиться АЗС, отели, заведения общепита и так далее. По прогнозам, ввод скоростной трассы в эксплуатацию позволит за 3 года создать в Татарстане порядка 10-15 тыс. новых рабочих мест.
О начале строительства трассы М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань 10 августа объявил премьер-министр России Михаил Мишустин на состоявшемся в ОЭЗ «Алабуга» совещании. Стоимость реализации проекта превысит 650 млрд руб., в том числе 150 млрд выделит Фонд национального благосостояния. Завершить строительство планируется в 2024 году.
В Татарстане, помимо М-12, планируется построить участок дороги Шали – Бавлы. Кроме того, прорабатывается проект дороги Казань – Екатеринбург.
В республике планируется построить 4 транспортные развязки на пересечении с трассами Р-241 Казань – Ульяновск, Р-239 Казань – Оренбург, а также с дорогами Сорочьи Горы – Шали с выходом на М-7 и Столбище – Атабаево.