Дым после огня: свалка под Нижнекамском загорелась после поджога
«Это, однозначно, был поджог. Видно невооруженным взглядом: в нескольких местах свалка сама по себе так быстро загореться не могла», – заявил РБК-Татарстан замглавы исполкома Нижнекамского района Ленар Ахметов.
По его словам, на ООО «Нефтехимагропром», которое арендует землю под свалкой, завели дела.
«Масштаб трагедии очень большой. Эта сохранившийся с советских времен полигон резинотехнических изделий. Несмотря на то, что пожар тушили 4 дня, и пламя удалось погасить, на глубине 2-3 метров продолжается тление отходов. Мы повторно написали в министерство экологии, чтобы в срочном порядке была проведена рекультивация», – сказал Ахметов.
По его словам, нижнекамские власти просят изыскать деньги из республиканского бюджета. На вопрос, о какой сумме идет речь, Ахметов не ответил, пояснив, что подсчетов еще не проводили. Однако, по его мнению, потребуется меньшая сумма, чем для рекультивации Самосыровской свалки в Казани.
Напомним, что на эти цели из федерального, татарстанского и казанского бюджетов направили 274 млн рублей. Средства изыскивали на протяжении нескольких лет. На Самосыровском полигоне ТБО, как и на свалке у села Прости, регулярно возникали пожары. Ахметов заявил, что в отличие от казанской свалки, на тлеющем сейчас объекте нет бытового мусора, состав отходов однородный, поэтому рекультивация будет дешевле.
«Если мы не проведем рекультивацию, то эта свалка так и будет продолжать тлеть. У нас такая же ситуация, как с московскими торфяниками: пламени нет, а дым идет. Глубина там, думаю, метров 20-30. Раньше, говорят, на месте полигона был овраг, а сейчас отходы находятся на одном уровне с землей. Рекультивация – это единственное здравое решение», – заявил Ахметов.
РБК-Татарстан направил запрос в министерство экологии и природных ресурсов региона о проекте рекультивации проблемного полигона. На момент публикации ответ не поступил.
Ахметов сообщил, что власти Нижнекамского района не впервые просят республику решить проблему с простинским полигоном. «Возможно, сейчас, учитывая опасную ситуацию для сельского поселения и в целом для города, для нас найдут какие-то резервные источники финансирования», – сказал чиновник. По его словам, во время пожара в воздухе зафиксировали превышение опасных веществ. Сейчас, по его мнению, выбросы минимальные.
Сегодня татарстанские анонимные Telegram-каналы и ряд СМИ тиражировали информацию о том, что местные жители жалуются на дым с тлеющей свалки. По данным МЧС РТ, в селе проживает 661 человек, в том числе 128 детей. Дома находятся в 2 км от полигона. Глава Простинского сельского поселения Дамир Бадартинов заявил РБК-Татарстан, что свалка «дымит», не принося вреда людям.
«Когда был пожар, то превышения опасных веществ у нас не было. Дым, в основном, идет в сторону Набережных Челнов. В Прости он попадал всего несколько дней. Тогда люди жаловались на запах. А так – запаха у нас нет», – сказал Бадартинов.
Напомним, что пожар на полигоне начался 19 октября. Его тушили на протяжении 4 дней. Огонь охватил более 50% от общей площади свалки – свыше 5,4 тыс.кв.метров.
Как сообщал РБК-Татарстан, участок, где расположен полигон, с 27 мая 2013 года находится в аренде у ООО «Нефтехимагропром». Договор заключили на 5 лет, его не расторгали, сейчас он продолжает действовать. Площадь участка составляет 3,3 тыс.га. Свалка занимает 10 тыс.кв.метров. Вообще, все это земли сельхозназначения.
По данным ИАС Seldon.Basis, ООО «Нефтехимагропром» зарегистрировано в 1997 году в Нижнекамском районе, сфера деятельности – сельское хозяйство, выращивание зерновых. Картотека сообщает, что компания относится к числу крупных, в ней работают 250 сотрудников.
Владеет компанией Тариел Арчаия. На протяжении, минимум, 2 лет фирма работает в убыток. В позапрошлом году отрицательный результат составил 73,8 млн рублей, в прошлом – 16,4 млн рублей. У компании есть незавершенные арбитражные дела и исполнительные производства на сумму 6,4 млн рублей. ИАС Seldon.Basis сообщает, что при проведении проверок у «Нефтехимагропром» были выявлены нарушения, в том числе по пожарной безопасности.
В компании «Нефтехимагропром» на звонок РБК-Татарстан не ответили.