Спорт и инвестиции: власти ищут партнерства с малым и средним бизнесом
Спортивное предпринимательство
Министр спорта России Павел Колобков назвал государственно-частное партнерство (ГЧП) эффективным механизмом для развития спортивной инфраструктуры, который способствует привлечению частных инвестиций в отрасль.
«Практика показывает, что привлечение частных инвестиций позволяет сэкономить 15-20% государственных средств. По оценкам минпромторга, в 2017 году объем национального рынка спортивной индустрии составил 600 млрд рублей. Oн продолжает динамично развиваться», – сказал глава минспорта РФ на форуме в Казани.
По его словам, сейчас в социальной сфере реализуют порядка 370 частно-государственных проектов, из них 16% – спортивные. «В этом году мы наблюдаем рост интереса у регионов к проектам в сфере ГЧП, 45 субъектов их уже реализуют. Объем частных инвестиций в этом году достиг 12 млрд рублей», – сказал Колобков.
Однако, по словам министра, спортивное предпринимательство находится на начальной стадии развития. «В области спорта зарегистрировано порядка 19 тыс.малых, средних и микропредприятий. Надо увеличивать их количество», - сказал Колобков.
Заработать на стадионах
В Татарстане, по мнению участников форума, есть примеры удачного сотрудничества бизнеса и государства в рамках спортивных проектов. Одним из них была признана деятельность «Казань Арены», которая принимает чуть более 20 матчей в год. Минниханов сообщил, что стадион ежегодно зарабатывает на аренде площадей 100 млн рублей. Его площади полностью загружены. В ближайшем будущем объект прирастет еще 8 тыс.кв.метров.
«Мы возмещаем 50% расходов, а остальное они должны зарабатывать сами. Но это должно быть не в ущерб основным задачам: развитию детских школ, подготовке спортсменов», – сказал президент, добавив, что платные услуги нужно развивать.
Курс на отечественное
В условиях антироссийских санкций, по мнению участников форума, для спортивной отрасли, как и для других сфер, актуально импортозамещение. Глава комитета Госдумы по физической культуре и спорту Михаил Дегтярев сообщил, сегодня 10% рынка спортивного инвентаря занимают отечественные компании, в том числе татарстанские.
«Татарстанская компания «Заряд» - это ярчайший пример того, как надо реализовывать программу импортозамещения. Сегодня они одни из лидеров по производству хоккейных клюшек», – сказал Дегтярев.
По его словам, значительную часть средств предприниматели получают, выполняя госзаказ. Минниханов отметил, что поддержка государства необходима, так как бизнесмены, вкладываясь в новые производства, берут на себя риски. И государство должно обеспечить такие предприятия госзаказами.
«Мы готовы поддерживать. Но государство должно понимать, что и где нам нужно, какие формы поддержки мы можем оказать инвестору. Необходима системная работа», – сказал Минниханов.
Колобков заверил, что для массового спорта уже сейчас производится качественная продукция. «Мы все можем производить. Главное – спрос. Конечно, пока не вся наша продукция конкурентоспособна, но у нас есть потенциал», – уверен министр.
Спорт – это не выгодно
По мнению старшего аналитика компании «Альпари» Романа Ткачука, спорт – это невыгодная для предпринимателей ниша. В России он является дотационной индустрией, и зачастую бизнесмены не решаются инвестировать в эту сферу. Он считает, что компании, которые вкладываются в спортивную сферу, нужно каким-то образом выделять и ставить в пример остальным.
«Поговорка «спортивный клуб – это патент на траты» остается актуальной. В этой связи очень важна роль государства. При этом помощь не обязательно финансовая», – заявил эксперт.