Трамвайное лобби: Казань может потратить миллионы на проблемные вагоны
Муниципальное унитарное предприятие «Метроэлектротранс» объявило два тендера на закупку трамваев – одно- и трехсекционных. Согласно сайту госзакупок, оба извещения о проведении торгов опубликовали 28 марта.
Начальная (максимальная) цена контракта на покупку трехсекционных трамваев составляет 135 млн рублей: таким образом, одна единица должна стоить не дороже 45 млн рублей. Начальная (максимальная) цена контракта на приобретение 10 одинарных вагонов заявлена в 205 млн рублей: то есть один трамвай будет стоить 20,5 млн рублей. Итоги аукционов подведут 17 апреля.
«Вагон трамвайный пассажирский, трехсекционный, с двумя моторными тележками и низким уровнем пола предназначен для внутригородских перевозок пассажиров на трамвайных линиях с шириной колеи 1524 мм и продольным уклоном до 0,090 протяженностью не более 1000 км», – говорится в тексте технического задания от МУП «Метроэлектротранс».
Трамвай «Желание» по-казански
Казанский урбанист, редактор портала о транспорте «Трансфото» Дмитрий Киру считает, что тендер «Метроэлектротранса» составлен под единственного поставщика – завод «Уралтрансмаш» и рассчитан на закупку вагона модели 71-409. Он соответствует прописанным в техзадании параметрам, например, по габаритам и техническим характеристикам.
Отличительной особенностью этого трехсекционного вагона от других является наличие двух моторных тележек. Единственным аналогом по количеству моторных тележек, по словам Киру, является модель «Варяг» Тверского механического завода электротранспорта. Однако, отметил Киру, «Варяг» стоит дороже.
Старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Павел Зюзин в беседе с РБК Татарстан подтвердил, что вагон модели 71-409 подходит под прописанные в техзадании «Метроэлеткротранса» параметры. «За 135 млн рублей можно приобрести 2 вагона 71-409. Тверские вагоны обойдутся дороже, около 90 млн за штуку», – сказал он.
Руководитель МУП «Метроэлектротранс», депутат Госсовета Асфан Галявов, к которому РБК Татарстан обратилось за комментарием по тендеру, неоднократно просил связаться с ним позднее, а в дальнейшем перестал отвечать на звонки. В отделе маркетинга завода «Уралтрансмаш» от комментариев отказались, отметив, в частности, что не уполномочены отвечать на вопросы о стоимости трамваев.
Вагончик тронется, ремонт останется
По мнению Дмитрия Киру, закупка трехсекционных трамваев производства «Уралтрансмаша», является невыгодной с экономической точки зрения. Среди недостатков он назвал сложность в обслуживании, частые поломки и высокую стоимость при относительно небольшой вместимости.
«Судя по документации, опубликованной на сайте госзакупок, трехсекционный вагон будет более чем в два раза дороже, чем одинарный: 45 против 20,5 миллионов рублей. При этом, согласно сайту завода, вместимость одиночного вагона составляет 190 пассажиров, а трехсекционного всего 209. Поскольку трамвайные перевозки не являются особо прибыльными, для бюджета оптимальнее закупить вместо одного длинного два одиночных вагона и сцеплять их», – отметил он.
Представитель исследовательского института Высшей школы экономики Павел Зюзин отметил, что в Казани при выборе техники надо ориентироваться на имеющуюся ремонтную базу. Длинные вагоны требуют специальных условий для обслуживания. «Вагон 71-409 – совсем новая линейка. На рынке такая техника недавно. Поэтому вагон 71-409 массово еще не закупался никакими городами», – сказал Павел Зюзин.
Урбанист Дмитрий Киру в беседе с РБК Татарстан подчеркнул, что решения, используемые в вагоне 71-409 нетипичны для российского трамвая, и отпугивают большинство эксплуатантов. Прежде всего, это подвесная средняя секция кузова и сложные в обслуживании узлы сочленения (гармошки). «Волгоград по итогам испытания нескольких гармошек принял решение закупить поезда из одиночных двухсторонних вагонов 71-623-03 Усть-Катавского вагоностроительного завода», – рассказал он.
По данным официального сайта «Уралтрансмаш», вагон 71-409 запущен в серийное производство, но эксплуатируется только в Нижнем Новгороде в количестве одной единицы.
Нижегородские замечания
Как сообщили РБК Татарстан в муниципальном предприятии «Нижегородэлектротранс» вагон модели 71-409 действительно проходил эксплуатационные испытания в Нижнем Новгороде с 2014 года по 2016 год. После испытаний он начал перевозить пассажиров. В настоящий момент вагон находится в ремонте из-за неисправности моторной тележки.
«Имеется ряд замечаний по конструкции данного трамвайного вагона: неудачная и недоработанная конструкция тележек; низкое качество сборки кузова, слабая конструкция соединения секций, неудачная компоновка салона», – сообщили РБК Татарстана в «Нижегородэлектротрансе».
Нижегородский журналист, транспортный обозреватель Александр Седов рассказал РБК Татарстан, что трамвай 71-409 во время эксплуатации неоднократно сходил в рельсов из-за конструкции.
«У него не слишком удачная конструкция без поворотных тележек, то есть кузов крепится непосредственно к колесной паре. Для пассажиров это будет жесткий ход, для вагона дополнительное механическое напряжение, а для путей – слишком большая нагрузка на путь, есть подозрение, что у нас, в Нижнем Новгороде, он часто сходил с рельсов именно из-за этого. Такую конструкцию на неповоротных тележках перестали использовать в мировом трамвайном машиностроении», – рассказал Седов.
По мнению журналиста, для эксплуатации трамвая нет перспектив. «Были такие ситуации, когда он два дня работает, и потом опять стоит», - заметил Седов.
Годы пиара
По данным сайта «Трансфото» (transphoto.ru), в Казани с осени прошлого года проходит испытание трехсекционный трамвай модели 71-409-01. Он был построен в 2015 году на Уральском заводе транспортного машиностроения. В том же году вагон направили на испытания в Екатеринбурге, а в январе 2016-го вернули на завод-изготовитель. В апреле трамвай прибыл для испытаний в Самару, где обслуживал маршрут №20. На завод он вернулся в апреле 2017 года.
Главный инженер екатеринбургского МУП «Гортранс» Михаил Щипачев в беседе с РБК Татарстан заявил, что в 2015 году трамвай поступил к ним как опытная модель. Испытания предваряли серийное производство. От дальнейших комментариев он отказался. В приемной муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусного управления» Самары РБК Татарстан сообщили, что целью испытаний был «пиар» вагона 71-409-01. Транспортное средство было предоставлено заводом изготовителем для испытаний бесплатно в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. От комментариев о результатах испытаний в управлении отказались, отметив, что на городских маршрутах таких трамваев в настоящее время нет.
В 2002 году Казань закупила 10 вагонов модели «Спектр» завода «Уралтрансмаш». Два из них были списаны в 2017 году, остальные до сих пор находятся на балансе трамвайного депо, и выходят на линии.
В начале прошлого года «Метроэлектротранс» анонсировал 100% обновление транспортного парка. В феврале на линии вышли 10 новых трамваев и 15 троллейбусов. В мае был заключен еще один госконтракт на 340 млн рублей на поставку 20 односекционных вагонов. Тендер выиграла ООО «Фобос-ТС», которое является нижегородским дилером «Уралтрансмаша».