Каша к майонезу: компания из РТ нацелилась на актив миллиардера из Forbes
Понятная полка
Как сообщили РБК Татарстан в компании «Эссен Продакшн АГ», в настоящее время ведутся переговоры о покупке комбинированного крупозавода компании «Арчеда-продукт», выпускающего каши и мюсли: всего 50 наименований продукции. Предприятие расположено в Волгоградской области. Дата сделки не определена.
«Рынок M&A в пищевой промышленности сейчас очень сложный. Сказывается ситуация с изменением курса валют, снижением стоимости рубля, а также падение потребительского спроса в целом. Естественно, все это в комплексе отразиться на том, что срок окупаемости сделки может существенно увеличиться. Кроме того, стоимость вывода нового продукта на рынок за последние 10 лет выросла в разы, как с точки зрения стоимости необходимого рекламного давления, так и затрат на трейд-маркетинг», – заявили в «Эссен Продакшн АГ».
В компании отметили, что при рассмотрении сделки с «Арчеда-продукт», они опираются на сильный бренд и дистрибьюцию. «Мы рассматриваем ряд проектов M&A в бакалее, в том числе, по крупам. Сегмент интересен, в том числе, тем, что в нем большую долю занимают российские производители. Имея сильный бренд, мы ищем ниши, в которых он может быть положительно воспринят потребителями», – сообщили в «Эссен Продакшн АГ».
В компании отметили, что стоимость актива не превышает 1 млрд руб., окупаемость – не более 6 лет.
ООО «Арчеда-продукт» – российская компания, выпускающая хлопья, муку под торговыми марками «Крупно» и «Delika». Согласно ИАС Seldon.Basis, компания действует с 1998 года. Информационно-аналитическая система относит ее к числу крупных, численность сотрудников составляет 263 человека.
Помимо собственных ТМ, завод выпускает продукцию для торговых марок ряда российских торговых сетей. Поставки организованы более чем в 30 регионов России и страны ближнего зарубежья: Армению, Казахстан, Беларусь и Грузию. Оборот компании в 2019 году составил 340 млн рублей без НДС. Судя по данным Nielsen, порядка 115 млн составили продажи в брендовом сегменте, остальные – в сегменте собственных ТМ сетей и опта.
Мощность переработки завода составляет свыше 50 тыс. тонн сырья в год. Завод перерабатывает 8 видов зерновых культур: пшеницу, рожь, ячмень, овес, просо, гречиху, горох, рис и способен по взаимозаменяемой схеме выпускать около 50 наименований хлопьев, муки, круп и смесей зерновых хлопьев.
В уставном капитале, который оценивается в 119,3 млн руб., 88% принадлежит Давиду Якобашвили (основатель «Вимм-Билль-Данн»), 9% – Сергею Воронцову, 3% – Виталию Кравченко. В 2019 году Forbes отвел Якобашвили на 145 место в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России. Его состояние оценили в $750 млн. В 2018 году он вложил $10 млн в Telegram Павла Дурова.
По итогам 2018 года (данные за прошлый год в картотеке отсутствуют) было получено 486,41 млн руб. выручки (+20% к предыдущему году), чистая прибыль составила 12,24 млн руб. (+70% к 2017-му).
Сделка без денег
Акционер ООО «Арчеда-продукт» Сергей Воронцов заявил РБК Татарстан, что ситуация с ограничениями из-за пандемии коронавируса не привела к приостановке переговоров с татарстанской компанией.
«Мы договорились до конца апреля разработать дизайн упаковки наших каш под брендом «Махеевъ». В течение следующих 3 месяцев будем тестировать продажи», – сказал Воронцов. От прогнозов относительно дальнейших действий представитель «Арчеда-продукт» воздержался.
Руководитель проводящего для «Эссен Продакшн АГ» переговоры M&A агентства Bright Consulting Мария Яшенкова сообщила, что в текущей сложной ситуации было принято решение не покупать завод сразу, а протестировать запуск продукции под татарстанским брендом. Необходимо, отметила она, дождаться нормализации спроса на крупы, который резко вырос с введением ограничений из-за коронавируса, чтобы проанализировать продажи.
«В сложившейся ситуации мы ищем варианты, которые не потребуют от «Эссен Продакшн АГ» большого объема вложений. Начав выпускать на заводе «Арчеда-продукт» продукцию под брендом «Махеевъ» и постепенно наращивая объем, мы будем обсуждать различные варианты проведения сделки, в том числе, возможно, «без денег», – сказала Яшенкова.
Согласно исследованию Nielsen, по итогам 2019 года крупнейшим производителем каш в России стало «Аладушкин групп», доля которого составила 13,55% в штуках. На СТМ сетей приходилось 29,15% сегмента. Доля «Арчеда-продукт» — 0,5% в штуках, что сравнимо с продажами «Макфы».
Каша с выдержкой
Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев в беседе с РБК Татарстан не исключил, что сделка в сложившейся из-за нерабочего периода экономической ситуации может либо отложена, либо вообще отменена. Многие компании перешли в режим жесткой экономии.
«Через 3 недели, в лучшем случае, а возможно и еще позднее, когда мы выйдем с «каникул», то придется фактически начинать все с начала. Поскольку многие крупные игроки, не говоря о мелких, либо уйдут с рынка, либо будут вынуждены сокращать производства, перепрофилироваться», – сказал эксперт. Он добавил, что принимаемые правительством меры по поддержке промышленности и бизнеса, несмотря на их эффективность, не позволят выжить всем компаниям.
Коренев отметил, что пищевая промышленность в сложившейся ситуации находится в более выигрышном положении. «Есть отрасли, которые страдают напрямую от эпидемии коронавируса и связанных с ней ограничений: это туризм, гостиничный бизнес, авиаперевозки, логистика и другие. А есть те, для которых негативное влияние неизбежно из-за разрыва или ухудшения контрагентстких связей. И пищевая промышленность тоже пострадает», – сказал аналитик.
Он добавил, что негативное влияние на производство продуктов питания окажут снижения покупательской способности населения из-за падения доходов. В такой ситуации не исключено, что россияне будут вынуждены изменить покупательские предпочтения в пользу более дешевых продуктов.
«Скорее всего, «Эссен Продакшн АГ» займет выжидательную позицию и будет анализировать, насколько «Арчеда-продукт» способна выжить, скорректировать ценовую политику, появятся ли конкуренты. Думаю, что наибольшая активность будет наблюдаться, спустя несколько месяцев после карантина: начнутся покупки, продажи. Сразу после отмены режима изоляции все будут подсчитывать убытки, а сильные компании – планировать, когда наиболее выгодно будет купить конкурента», – сказал Коренев.
Компания «Эссен Продакшн» на сегодняшний день имеет заводы в Елабуге и Набережных Челнах. За пределами Татарстана расположено одно производство: соусный завод в Новосибирске, открытый в 2010 году и выпускающий 26 тыс. тонн продукции в год.
В 2019 году в кондитерское производство было вложено порядка 2,7 млрд рублей. Инвестиции были направлены на приобретение и монтаж новых линий кондитерского производства, а также строительство складского корпуса в городе Елабуга. В текущем году на развитие производства был заявлен аналогичный объем вложений.
Группа компаний АО «Эссен Продакшн АГ» – один из крупнейших производителей продуктов питания в России. Годовой оборот группы компаний за 2018 год составил 20,9 млрд рублей. Торговая марка «Махеевъ» признана брендом №1 в России в категориях: майонез, кетчуп, джем, маринад, горчица. Объем кондитерского производства в 2019 году составил 40 тыс. тонн.
Дилерская сеть компании охватывает более 80 регионов России. Компания насчитывает более 250 партнеров, в числе которых и представители 24 государств ближнего и дальнего зарубежья: Литва, Латвия, Эстония, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Грузия, Армения, Германия, Израиль, США, Монголия и другие.