"Фоника-Гипс" рассчитывает на 5% российского рынка гипсовых материалов
Сегодня в Камско-Устьинском районе возле села Сюкеево состоялось торжественное открытие производственного комплекса по добыче, переработке гипса и производству гипсовых материалов "Фоника-Гипс" (бренд Aksolit). Это первое производство гипсовых строительных материалов полного цикла в Татарстане, которое, по заверению организаторов, к 2015 году займет 5% рынка РФ.
Инициаторами проекта стали ООО "Аксолит" (управляющая компания) и ООО "Фоника Гипс", принадлежащие новоуренгойскому ООО "СП "Фоника". По данным портала Kartoteka.ru, уставной капитал этой компании – почти 3 млрд руб. Компания владеет также строительными компаниями ООО "Мостострой -12" и "Тюменьстальмост".
На торжественном открытии президент Татарстана Рустам Минниханов нажал символическую кнопку пуска производства, после чего генеральный директор ООО "Фоника Гипс" Миндиль Шамсутдинов провел для гостей экскурсию по заводу.
Комплекс, строительство которого начали в 2010 году, состоит из подземного рудника, карьера по добыче известняка, собственной газопоршневой станции, научных лабораторий, линий по дроблению гипса и производству гипсовых строительных материалов. Как рассказал журналистам главный технолог Игорь Белков, это единственное в России предприятие, выпускающее такой широкий ассортимент продукции: на предприятии 8 технологических мощностей.
Сегодня были запущены первые линии по производству сухих строительных смесей (мощность - 120 тыс. тонн в год) и гипсокартонных листов (15 млн кв.м. в год), а в третьем квартале 2013 года ожидается запуск производства пазогребневых плит (300 тыс. кв. м.в год). Как сообщил гендиректор ООО "Аксолит" Игорь Осипов, через 2-3 года мощности планируется увеличить вдвое.
По словам Осипова, производственных мощностей нового предприятия хватит для удовлетворения потребности республики в стройматериалах, а также поставки в большинство российских регионов. (Название этих регионов, а также способ продвижения бренда, гендиректор не уточнил.) В пресс-службе предприятия РБК-Татарстан пояснили, что продукция сначала будет тестироваться на предприятиях самого СП "Фоника", и только через месяц после этого начнутся продажи.
В год предприятие планирует выпускать продукцию на 2,2 млрд руб, c таким объемом к 2015 году предприятие должно занять 5% российского рынка. По словам И.Осипова, на заводе создано 450 рабочих мест, 70% сотрудников комплекса - местные жители, остальные - приезжие из различных регионов России. Для них предприятие построило 43 дома в близлежащем поселке Куйбышевский затон.
Р. Минниханов заявил, что инвестиции в проект на данном этапе составляют 5 млрд руб. (собственные средства ООО "Фоника Гипс" и заемные – "Сбербанка"), однако выразил надежду, что в дальнейшем эта сумма возрастет. "Качество сырья - одно из лучших в России" - с гордостью заявил президент.
Инвесторы рассчитывают вернуть вложенные 5 млрд. за 4,5 года. Ведущий аналитик УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов считает, что это будет непросто: “Конкуренция на этом рынке весьма высока. Поэтому теоретически, проект может окупиться за 4-6 лет, но риски срыва этих сроков всё равно остаются. Для конкурентов рынок Татарстана также является очень привлекательным, и не факт, что предприятию удастся продавать свою продукцию в объёмах, которые позволят ему достигнуть окупаемости в заявленные сроки и занять долю в 5% российского рынка".
Ключевыми игроками российского рынка гипса и изделий из него, по словам эксперта, являются немецкая фирма Knauf, Волма, группа Гифас, ОАО "Гипсополимер", Lafarge, Saint-Gobain, Gyproc Голден Групп Гипс и ряд других компаний. В самой республике работают производство компании Волма, компания Аракчинский Гипс. Вокруг республики расположены крупные производства других игроков, которые поставляют свою продукцию и в Татарстан.
Кроме того, считает эксперт, начавшееся замедление в экономике “может перерасти в стагнацию, что практически сразу скажется на строительной отрасли, что повлечёт за собой уменьшение спроса на гипсокартон. Тем не менее, многочисленные строительные проекты, осуществляемые в республике, могут оказать проекту необходимую поддержку в достижении поставленных целей" - заявил РБК-Татарстан аналитик.
Дмитрий Баранов подтвердил, что спрос на гипсокартон растет. "Строительство которое является основным потребителем данной продукции в последние год-два чувствовало себя вполне уверенно, потому что были преодолены последствия кризиса 2008-2009 годов. Кроме того, серьёзную поддержку производителям гипсокартона и прочих изделий из гипса оказывает и рынок ремонтно-строительных работ, а также рынок индивидуального жилищного строительства", - говорит он.