«Соллерс» перезапускает в Татарстане завод двигателей за 2,2 млрд рублей
Как сообщила пресс-служба компании «Соллерс», в особой экономической зоне «Алабуга» будет перезапущен завод дизельных двигателей. Объем инвестиций составит 2,2 млрд рублей. Из них 1,7 млрд – льготный заем, полученный в рамках договора, подписанного с Фондом развития промышленности, о котором «Соллерс» сообщила 7 июня.
Предприятие в особой экономической зоне, расположенное в непосредственной близости от автомобильного завода «Соллерс», площадью 42 тыс. кв. м, будет выпускать дизельные двигатели нового поколения объемом от 2 до 2,7 литра.
«Запуск производства дизельных двигателей позволит нам не только максимально локализовать коммерческие автомобили Sollers, но также модернизировать модельный ряд автомобилей УАЗ, оснастив их новым двигателем 2 литра», — заявил председатель совета директоров ПАО «Соллерс» Адиль Ширинов.
По его словам, долгосрочная цель проекта – появление в России высоколокализованных малолитражных дизельных двигателей для автопрома и других отраслей, включая специальное и энергетическое машиностроения, производство сельскохозяйственной техники, судостроение и другие.
Согласно сообщению компании, за счет средств, полученных от Фонда развития промышленности, планируется закупить новое оборудование для цеха сборки двигателей и других, также их направят на проектирование и изготовление новой технологической оснастки, обновление программного обеспечения для имеющегося оборудования цехов. Для реализации проекта компания намерена задействовать собственный инжиниринговый центр в Республике Татарстан по разработке, запуску и сертификации новых продуктов и других инженерных изменений и решений.
В ноябре 2022 года «Соллерс» запустила на территории ОЭЗ «Алабуга» автомобильный завод, который выпускает легкие грузовики под собственным брендом. Модельный ряд представлен автомобилями «Арго» и «Атлант».
Полная масса «Атлант» составляет от 2,5 т до 4,2 тонн, они оснащены дизельным двигателем в 139 лошадиных сил или 150 л.с. экологического класса Евро 5. «Арго» представляет собой компактный автомобилем бескапотной компоновки для внутригородских перевозок. Автомобиль имеет полную массу от 2,5 т до 3,5 т. Мощность дизельного двигателя – 130 л.с., бензинового двигателем 147 л.с. класса Евро 5.
«На самом деле производство дизельных двигателей разной модификации на площадке в «Алабуге» – это большой шаг вперед для «Соллерс» как самостоятельного концерна с полностью российской пропиской. По сути, это наиболее заметный шаг после смены руководящего состава и ухода западных акционеров. Проект максимально будет актуален для ключевых площадок компании в Елабуге и Ульяновске – он создается с целью оснащать после 2024 года двигателями большинство модельных рядов, выпускаемых машиностроителями «Соллерса». Локализация двигателя позволяет максимально снизить импортозависимость отрасли и конкретных производств. При этом в самом «Соллерсе» не отрицают, что часть технологий была позаимствована у иностранных партнеров, но все в рамках закона», — отметил в беседе с РБК Татарстан директор Экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
По его словам, «Соллерс» создает площадку исключительно для своих нужд. Данное максимально локализованное производство, заявил Жарский, является первым для России. А впоследствии «Соллерс» может расширить линейку двигателей и для других автопроизводителей.
Жарский отметил, что в планах «Соллерса» после локализации производства своих двигателей продавать, как минимум, 30 тыс. машин в год, а в перспективе увеличить продажи до 50 тысяч.
«Соллерс» ориентирован на рынок легких коммерческих авто, и в декабре прошлого года, как мы знаем, были запущены в производство «Атлант» и «Арго» на платформе китайской JAC, но пока ставить их в один ряд по уровню продаж с такими гигантами рынка, как ГАЗ, УАЗ и JAC, мы бы не торопились. Для сравнения: ГАЗ реализовал в прошлом году порядка 30 тыс. машин, в то время как в первичных планах «Соллерса» говорилось только о 900 новых авто. Между тем, полагаю, что у «Соллерса» есть все инструменты, чтобы потеснить лидеров рынка и агрессивных китайских производителей, заполонивших его», — сказал Жарский.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов рассказал РБК Татарстан, что, по данным Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) минпромторга РФ, двигатели внутреннего сгорания, поршневые с воспламенением от сжатия, для транспортных средств в стране производят: «КАМА Дизель» (Татарстан), ПАО «Автодизель» (Ярославская область), ТД ММЗ (Московская область).
«Конкурировать новое производство будет не только с отечественными производителями, но и с продукцией иностранных компаний, в первую очередь, с Востока, а также с двигателями, поставляемыми в рамках параллельного импорта. Такая конкуренция хороша для потребителей, но потребует от компании продукции высокого качества, развитой системы сервисного обслуживания, наличия комплектующих в разных регионах страны», — сказал Баранов.
Эксперт отметил, что собственное производство двигателей важно для компании, поскольку позволит исключить зависимость от поставок других производителей, сократит расходы, сделает более технологически независимой. «Также собственное производство позволит оптимизировать ее деятельность, даст возможность не сокращать персонал, а трудоустроить его на новое предприятие. Производство компанией грузовиков увеличит ее выручку, повысит интерес к другой ее продукции, в целом диверсифицирует деятельность, а, значит, укрепит устойчивость», — сказал аналитик.
Производство двигателей в «Алабуге» компания «Соллерс» приостановила в 2019 году. Тогда же закрылся завод и в Набережных Челнах. Это произошло после того, как Ford объявил об уходе с рынка легковых авто. Оставшийся завод по выпуску легких грузовиков в ОЭЗ «Алабуга» приостанавливал деятельность с 3 марта 2022 года на фоне ухода Forв с российского рынка.
Продажи автомобилей «Арго» и «Атлант» начались в середине декабря 2022 года. В апреле пресс-служба компании сообщила, что за I квартале этого года на коммерческом рынке было реализовано 813 грузовиков.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан