Дело пахнет керосином: «Татнефтьавиасервис» подозревают в завышении цен
Без конкурентов
Татарстанский УФАС возбудил дело в отношении ООО «Татнефтьавиасервис». Антимонопольщики подозревают компанию в нарушении закона о конкуренции и установлении необоснованно высокой стоимости на ГСМ. По данным ведомства, в республике насчитывается 7 поставщиков авиационного топлива. «Самая высокая цена на ГСМ у ООО «Татнефтьавиасервис». При этом компания фактически является единственным предприятием, которое по прямым договорам с авиакомпаниями реализует ГСМ, оказывает услуги по заправке воздушных судов и охране авиатоплива на территории казанского аэропорта», — сообщает УФАС по РТ.
Отмечается, что компания установила высокую цену и за само обслуживание самолетов. «Реализуя продукцию по более высокой цене, «Татнефтьавиасервис» создает себе и экономические, и конкурентные преимущества. Это может привести или уже привело к тому, что задеты интересы иных предприятий, которые действуют на тех же товарных рынках», — сообщает татарстанский УФАС.
Антимонопольная служба подчеркивает, что высокие цены скажутся и на авиапассажирах. По их данным, от цен на топливо зависит тариф на покупку билетов. «У авиаперевозчика есть право не включать в стоимость перевозки топливный сбор, а брать его отдельно при непосредственной продаже билетов, чтобы компенсировать свои затраты», — сообщает УФАС по РТ.
Гибкая ценовая политика
В «Татнефтьавиасервис» РБК Татарстан объяснили, что их ценовая политика экономически оправдана и компания анализирует цены на авиатопливо в других регионах Поволжья. «Средняя цена на авиатопливо в аэропорту Казани всегда была ниже, чем цены в других аэропортах Приволжского федерального округа. Ценовая политика ООО «Татнефтьавиасервис» в отношении авиатоплива гибкая и экономически оправданная: постоянно проводится мониторинг цен на авиатопливо в аэропортах Приволжского региона», — сказали в компании.
В «Татнефтьавиасервис» подчеркнули, что по услугам обеспечения заправки воздушных судов соблюдаются нормы, утвержденные Федеральной службой по тарифам.
Согласно данным Росавиации, в мае стоимость авиационного керосина в казанском аэропорту составила 44,9 тыс. рублей за тонну. Среди аэропортов, расположенных в Приволжье, более низкая цена зафиксирована в Саранске – 44,3 тыс. рублей, Ульяновске (Центральный) – 44,5 тыс. рублей, Бугульме – 42,5 тыс. рублей и в Йошкар-Оле – 38 тыс. рублей. Самая высокая цена в мае зафиксирована в аэропорту Саратова – 57,6 тыс. рублей. При этом в Уфе, Нижнем Новгороде, Перми и Кирове услуги по поставке и хранению авиатоплива выполняют сразу два разных поставщика.
Советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев отметил, что наличие конкурента полезно для рынка, однако в данном случае его отсутствие не ведет к серьезным проблемам. «Сегодня на территории всей России, за исключением Севера и Дальнего Востока, куда сложно доставлять топливо, цены не сильно отличаются. Несколько лет назад проблемы действительно были. Я помню это еще со времен работы в авиакомпании «Татарстан». В аэропортах случались трудности с поставками, часто были перебои. В самый пик сезона закрывались заводы на профилактику. Тогда поставщики могли играть с ценами. Но сейчас этой проблемы нет», — сказал Закаржаев.
Конкуренция сдержит цена на билеты
Президента «Utair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков в беседе с РБК Татарстан отметил, что конкуренция в этой сфере была бы выгодна всем, так как цены монопольных поставщиков по умолчанию высокие. «Аэропорты с пассажиропотоком более 3 млн пассажиров в год, как в Казани, должны иметь альтернативных поставщиков и свободный доступ к топливо-заправочной инфраструктуре. Это обеспечит конкуренцию и сдержит рост цен на авиабилеты», — сказал Пермяков.
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев согласен, что в структуре себестоимости перевозок российских авиакомпаний расходы на топливо занимают весомую, а в ряде случаев и первую позицию.
При этом во многих крупных аэропортах конкуренция поставщиков и производителей авиатоплива ограничена географическими особенностями. «В силу специфики географии и стоимости логистики производитель авиатоплива, который находится ближе к аэропорту, может иметь значительно меньшие логистические расходы. Понятно, что влияние на стоимость керосина будет в первую очередь оказывать стоимость предложения этого игрока. Кто-то может быть готов продать керосин дешевле, привезя его издалека. Но всю потенциальную экономию съедят логистические издержки», — сказал Пантелеев.
По его словам, конкуренция оправдана среди компаний, предоставляющих услуги по хранению запасов и заправке. «Смысл в том, что две разные компании могут предлагать топливо, произведенное на одном НПЗ, на разных условиях. Это может быть связано с тем, что поставщик услуги имеет с конкретной авиакомпанией договор, по которому осуществляет заправку на нескольких аэропортах. Учитывая закупку большого количества топлива, большого количества услуг по заправке, возможно заключить оптовый контракт», — сказал Пантелеев. Он отметил, что операторами топливно-заправочных комплексов могут быть дочерние компании производителей, а также независимые компании. В роли операторов ТЗК в крупных аэропортах часто выступают 2-3 компании.
По словам Магомеда Закаржаева, татарстанские компании высказывали намерения о строительстве собственной базы для хранения топлива на территории аэропорта, однако до практической реализации дело не дошло.
Согласно данным ИАС Seldon.Basis, выручка ООО «Татнефтьавиасервис» в 2017 году составила более 1 млрд рублей. Чистая прибыль – 220,3 млн рублей. Совладельцами «Татнефтьавиасервиса» являются ПАО «Татнефть» с долей 0,03% и ООО «Матрикс» с долей 99,97%.