Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Татарстан ,  
0 

Сделано в Татарстане: бизнес высказался о присутствии в ритейле

РБК Татарстан провел круглый стол «Сделано в Татарстане: перспективы повышения доли местных производителей на полке». Участие приняли ритейлеры, власти, представители предприятий и эксперты
Сделано в Татарстане: бизнес высказался о присутствии в ритейле

Начальник отдела потребительского рынка татарстанского минпромторга Резеда Миннеханова сообщила, что доля локальных производителей в ассортименте федеральных ритейлеров на территории РТ составляет 30%, по скоропортящимся продуктам показатель достигает 80%. Таковы результаты проведенного минпромторгом и минсельхозом региона мониторинга.

Доля сетевой торговли в республике составляет 29,5%, тогда как, например, в Марий Эл – 58%, в Саратовской области – порядка 50%.

«Я считаю, что в республике сделан упор на развитие многоформатной торговли, и соотношение сетей является оптимальным», – сказала Миннеханова.

Основной и самый сложный канал

Как рассказала руководитель агентства Bright Consulting Мария Яшенкова, в настоящее время эффективность рекламы снизилась, и 80% решений о покупке потребители принимают в торговых точках. При этом крупные сети занимают все большую долю на рынке: 31% у 10 крупных игроков, среди которых X5 Ритейл, «Магнит», «Ашан», Metro, «Лента» и другие. По итогам прошлого года десятка нарастила долю на 2%. Тенденция сохраняется на протяжении последних 10 лет.

«Федеральные сети стали основным и самым сложным каналом для производителей, которые вынуждены строить с ними работу», – отметила эксперт.

слева - направо: Алсу Хайруллина (ООО «Алкоторг»), Резеда Миннеханова (минпромторг РТ), Мария Яшенкова (агентство Bright Consulting)
слева - направо: Алсу Хайруллина (ООО «Алкоторг»), Резеда Миннеханова (минпромторг РТ), Мария Яшенкова (агентство Bright Consulting)

В то же время, количество региональных сетей сокращается. С 2016 года, сообщила Яшенкова, были закрыты свыше 1 тыс. торговых точек, которые входили в 35 сетей. В результате, мелкие поставщики вынуждены пытаться выстроить работу с федеральными сетями, сталкиваясь с препятствиями. Одним из них, по словам эксперта, является стратегия развития ритейлеров.

«Я не критикую федеральные сети, поскольку понимаю их логику, которая заключается в том, что операционные затраты, в том числе и от взаимодействия с поставщиками, должны быть оптимизированы. Невозможно управлять закупками, когда имеются 300 тысяч поставщиков. Предпочтение отдается крупным игрокам», – сказала Яшенкова.

По ее словам, еще одним трендом является расширение сетями собственных производства и торговой марки. Например, «Магнит» выращивает в собственных теплицах до 30% поставляемых на прилавки овощей. В результате, региональные поставщики выпадают из продаж.

Новой тенденцией стало участие федеральных ритейлеров в международных закупочных союзах. «Для того, чтобы достигать отрыва от региональных сетей по цене, что является важнейшей задачей, ритейлеры начали заключать альянсы с международными сетями для совместных закупок», – рассказала Яшенкова.

Помимо этого, сети повысили требования к поставляемой продукции. Эксперт пояснила, что связано с операционными издержками сетей, перед которыми стоит задача по стандартизации продукции. «В результате, например, фермеры должны перестать быть фермерами, а должны стать заводами. Это требует дополнительных серьезных компетенций», – сказала Яшенкова.

Эксперт высказала мнение, что сейчас производители находятся в состоянии «идеальной конкуренции», когда соперничать за потребителя местным производителям приходятся с ведущими федеральными и международными игроками.

При этом перспективные мероприятия, с оборотом от миллиарда рублей в год, не могут выйти за пределы региона. Мария Яшенкова пояснила, что такие компании сталкиваются с высокой стоимостью кредитных ресурсов, которые требуются, например, для закупки оборудования, в результате, в ассортименте отсутствуют сложные маржинальные продукты с длительным сроком хранения, которые можно поставлять в другие субъекты. Из-за недостаточной производительности труда наценка на продукцию у местных производителей не может сравниться с федеральными и международными игроками. Еще одной проблемой эксперт назвала отсутствие бренда.

«Продукт может быть прекрасным, но если не инвестировать достаточно большую сумму, превышающую или равную затратам на производство, в коммерческие расходы, то выйти за пределы родного региона не получится», – отметила Яшенкова.

Позиция ритейла

Руководитель отдела закупок food сети «Эссен» Светлана Галимзянова рассказала, что, начиная с 2016 года, татарстанский ритейлер нарастил долю местной продукции с 37 до 46%. Работа с региональными производителями продуктов питания, пояснила она, является одним из направлений стратегии развития компании. Сеть на данный момент включает 30 торговых точек, в том числе 21 гипермаркет.

справа: Светлана Галимзянова (сеть «Эссен»)
справа: Светлана Галимзянова (сеть «Эссен»)

Увеличение объема закупок у местных производителей, по словам Галимзяновой, является стратегическим направлением развития компании, поскольку территориальная приверженность потребителей к товарам местного производства очень высока. Среди мероприятий топ-менеджер назвала создание альянсов с местными производителями, а также закуп продукции для собственной фабрики-кухни и товаров под собственной торговой маркой.

В 2020 году планируется нарастить показатели по сырам, рыбной гастрономии, бакалее, пересмотреть полочное пространство для местных поставщиков, организовать для них «школу поставщиков».

Директор по работе с государственными органами, макрорегиона «Волга» торговой сети «Пятерочка» Тимур Баймуллин рассказал, что доля местных производителей в ассортименте магазинов составляет порядка 30%. Для мясной гастрономии, молочной продукции, хлебобулочных изделий показатель может превышать 90%. В Татарстане 70-80% мяса птицы приходится на продукцию местного производства. Представитель бизнеса отметил работу действующих в республике распределительных центров. Производителям они дают существенное преимущество – короткое логистическое плечо.

Тимур Баймуллин (​«Пятерочка»)
Тимур Баймуллин (​«Пятерочка»)

«Мы работаем практически со всеми крупными производителями региона. Если говорить о фермерах и субъектах МСП, то существует проблема прохождения производственного аудита. Не все локальные производители готовы обеспечить выполнение требований по контролю качества продукции и организации бизнес-процессов. Эта проблема характерна для многих регионов. При этом для Татарстана она наименее актуальна», – отметил Баймуллин.

Директор по торговому маркетингу ООО «Бахетле-1» Антон Мартынов рассказал, что в татарстанской сети доля местных производителей составляет порядка 25%. Если рассматривать специализирующееся на домашней еде «Бахетле», как производителя продукции, то доля региональных товаров будет большей – 50-60%. Мартынов рассказал, что гипермаркет предоставлял татарстанским фермерам возможность реализовать произведенную ими продукцию, однако сети пришлось столкнуться с проблемами, например, с нестабильностью поставок.

«Были случаи, когда фермер работал месяц-полтора, а затем у него заканчивалась продукция или возникали проблемы с получением сопроводительных документов. Если говорить об овощах, то во время сезона продукция есть, а в марте – уже нет. В результате, мы очень сильно страдаем», – сказал Мартынов. Помимо этого представитель ритейлера высказал мнение, что татарстанские производители могут пострадать от внедрения системы «Меркурий».

Производители: проблемы и лайфхаки

Заместитель генерального директора по качеству АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» Роза Гарипова рассказала, что их продукция представлена во всех региональных сетях, а также в федеральном ритейле: в общей сложности, порядка 5 тыс. торговых точек. В ассортименте предприятия более 80 наименований продукции под 3 брендами – «Очень важная корова», «Васькино счастье» и «Обнимама». В 2018 году комбинат расширил географию продаж, представив продукцию на рынках Самарской, Нижегородской, Ульяновской областей, республик Марий Эл и Чувашии.

Роза Гарипова (АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат»)
Роза Гарипова (АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат»)

«Много лет АО «ЗМК» находится в числе лидеров по переработке и производству молочной продукции. Наше предприятие имеет долгую и богатую историю – Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат выпускает продукцию с 1957 года и уже давно имеет сформировавшуюся устойчивую потребительскую аудиторию. Люди ценят качество продукции АО «ЗМК» и любят вкус наших продуктов. Поэтому у нас нет проблем с выходом на прилавки ритейлеров на рынке республики.

В регионах культура потребления молока отличается от Татарстана, что заставляет нас формировать свою «полку» для каждого региона, с учетом его особенностей. Но в целом доля ЗМК на региональных рынках уверенно растет», – сказала Гарипова.

Коммерческий директор «Булочно-кондитерского комбината» Тимур Гильмутдинов сообщил, что порядка 70% продукции предприятие поставляет в торговые сети. На частную торговлю приходится не более 15%. По его словам, развитие ритейла разбавило монополию БКК на рынке Казани, предоставив потребителям продукцию других производителей.

«В основном, проблемы возникают по бакалейной группе товаров, где нам приходится вести переговоры с категорийными менеджерами, чтобы нас поставили на полку, ввели в распределительный центр и так далее. Конкурировать сложно, поскольку соперничать приходится со всем миром», – сказал Гильмутдинов.

Тимур Гильмутдинов («Булочно-кондитерский комбинат») 
Тимур Гильмутдинов («Булочно-кондитерский комбинат») 

Заместитель директора ООО «Алкоторг» Алсу Хайруллина высказала мнение, что долю местных поставщиков эффективно наращивать в категории ультрафреш. «Поэтому производители молочной и хлебной продукции могут развиваться на локальных рынках активнее, чем предприятия, выпускающие алкогольную продукцию», – сказал она.

Хайруллина рассказала, что на рынке республики работают порядка двух десятков производителей пива, из которых в тройку лидеров входят «Эфес», «Булгарпиво» и «Белый Кремль» («Татспиртпром»). В общей структуре потребления на долю продукции местного производства приходится порядка 25%. «Эфес» и «Белый Кремль» направляет 17-20% от общего объема продукции на рынок республики.

«Я бы не сказала, что в федеральные сети так уж сложно зайти. И региональные, и федеральные сети – это коммерческие организации, которые преследуют одну цель: получить прибыль. Соответственно, если продукт способен заработать свою маржу, то ритейлер ставит его на полку», - сказала Хайруллина.

Заместитель коммерческого директора по работе с федеральными сетями АО «Эссен Продакшн АГ» Павел Монич отметил важность промо-мероприятий, а также мерчендайзинг.

«Первое, чем мы занялись, когда наша команда пришла в компанию «Эссен Продакшн», стала оптимизация матрицы в национальных сетях. Мы разделили ее на 3 части. Во-первых, объемы СКЮ (идентификатор товарной позиции – РБК Татарстан), во-вторых, маржинальный СКЮ, в-третьих, это новинки, которые у нас появляются. В результате, за первый год мы увеличили объемы продаж в 3-4 раза. И сети пошли нам навстречу», – сказал Монич.

слева-направо: Анатолий Никитин (минсельхозпрод РТ), Павел Монич (​«Эссен Продакшн АГ»)
слева-направо: Анатолий Никитин (минсельхозпрод РТ), Павел Монич (​«Эссен Продакшн АГ»)

Как рассказал заместитель начальника отдела развития продовольственного рынка минсельхозпрода РТ Анатолий Никитин, по данным Татарстанстат, в республике по итогам первого полугодия было произведено 27,4 тыс. тонн мяса и 9,9 тыс. тонн мясной продукции, что на 14,4% и 0,2% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Почти на 26% увеличился объем кисло-молочной продукции – 42,8 тыс. тонн, молока – на 13,6% (117,6 тыс. т). Также положительную динамику показало производство муки и круп: 116,4 тыс. т (+9,7%) и 9,6 тыс. т (+11,8%).

Однако по некоторым категориям объемы производства снизились. Например, в переработке рыбы показатели оказались ниже, чем в первом полугодии 2018 года, на 25,8% - 1,2 тыс. тонн. Также спад, по данным минсельхозпрода, отмечен в производстве рафинированного и нерафинированного растительного масла (минус 7,4 и 23% соответственно до 145,5 и 95,9 тыс. тонн), а также сливочного масла, хлебобулочных изделий недлительного хранения, майонеза. Сахара в первом полугодии 2019 года произвели почти на 70% меньше, чем за аналогичный период прошлого года – 14,6 тыс. тонн.

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Авторы
Теги

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Все новости Татарстан
Захарова обвинила Запад в лицемерии после закрытия дела об утечке данных Политика, 09:00
Почему ускорилось сокращение импорта в Россию Экономика, 09:00
Камбэк года. Как шансы «Динамо» на золото за месяц возросли с 0,3 до 49% Спорт, 09:00
Антисоциальность и безнравственность: почему суд взыскал ₽13 млрд с ИКЕА Экономика, 09:00
«Совкомфлот» может выплатить 50% прибыли. Какими будут дивиденды Инвестиции, 09:00
В Белгороде и Белгородском районе объявили ракетную опасность Политика, 08:26
Минобороны сообщило о сбитом беспилотнике над Крымом ночью Политика, 08:17
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Суд признал «безнравственным» перевод структурой IKEA денег за границу Бизнес, 08:11
RTL узнала о подготовке Францией группы «суперскрытных» разведчиков Политика, 08:00
Алжир и Словения запросили заседание Совбеза ООН по ситуации в Рафахе Политика, 07:17
Ракетную опасность объявили по всей Белгородской области Политика, 06:47
Адвокат отстраненного от «Евровидения» нидерландца не исключил суд Общество, 06:43
Ватикан изменил правила признания явлений «сверхъестественными» Общество, 06:20
На Украине утвердили новые правила вручения повесток Политика, 05:55