Перейти к основному контенту
Стройкомплекс РТ ,  
0 
Эксклюзив

Не такая, как все: архитекторы оценили стиль застройки Казани

Архитекторы назвали отличительные особенности стиля застройки Казани
Опрошенные РБК Татарстан архитекторы из Москвы и Казани сошлись во мнении, что столицу РТ выделяет сохранившаяся историческая застройка ее центра, Кремль, ландшафт. В целом единой стилистики в крупных городах сейчас нет
Фото: РБК Татарстан
Фото: РБК Татарстан

РБК Татарстан в преддверии Дня строителя опросил представителей архитектурных бюро, включая реализующих проекты в столице республики москвичей, о градостроительной стилистике, которая сформировала современный облик города, и дальнейших направлениях развития застройки.

Не такая, как все

Сооснователь архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро отметил в беседе с РБК Татарстан, что Казань отличается от Самары, Рязани, Владикавказа и других городов. Во-первых, по словам эксперта, та историческая часть, которая есть у каждого города, в Казани выражена ярко. Сохранилась большая часть городского наследия, в том числе Кремль, который всегда отличает один город от другого.

Второе – это тот ландшафт территории, на которой расположен город. «Природный ландшафт очень важен, потому что именно он, в первую очередь, и формирует город, определяет основные правила застройки и его облик. В Казани чрезвычайно своеобразный и благоприятный ландшафт. Здесь есть и слияние двух рек – Волги и Казанки (правда, большая часть города расположена и долгое время развивалась вокруг Казанки). И высокий берег, на котором расположен город, прежде всего, Кремль. И бесконечно большая природная зона, которая сейчас очень разумно архитектурными властями и властями города используется, как развивающаяся внутригородская рекреационная зона. Кроме того, в центре города расположены три взаимодополняющие друг друга озера, вокруг которых формировались старый и новый центры города. Таким образом, у Казани есть удивительный ландшафтный каркас, это серьезно отличает ее от других городов», — сказал Шапиро.

По словам эксперта, в Казани есть и «традиция». «Может показаться, что город формируют только материальные элементы. Но это не так. Имеют значение и его образ, дух города, его история. Поэтому наличие в Казани старейшего университета в Поволжье – это тоже важная история, которая развивает город идеологически.

Я также отмечаю признаки градостроительного регулирования, потому что даже новые здания сохраняют масштаб, этажность исторической застройки, они соразмерны. Во всех городах такое регулирование есть в разной степени, в противном случае, город может быть уничтожен девелоперской деятельностью. Худшая застройка случилась со всеми нами в 2000-х годах – в это время были самые большие порывы и самые ужасные результаты для городов и архитектуры», — сказал сооснователь архитектурного бюро Wowhaus.

Под руководством бюро Wowhaus в Казани реализуется проект по возведению нового здания татарского драматического театра им. Г. Камала на берегу озера Кабан. Бюро «Остоженка» разработало проект жилого комплекса «Мой ритм», который строится в Приволжском районе Казани. Среди проектов архитектурного бюро Bespoke Architects бизнес-центр Urnan, концепция редевелопмента территории бывшей кондитерской фабрики «Заря» и другие.

Разные эпохи – разные стили

Соучредитель архитектурного бюро «Остоженка» Раис Баишев рассказал РБК Татарстан, что постсоветская архитектура Казани очень разнородна, как и постсоветская архитектура вообще. В застройке представлены такие стили, как постмодернизм, модернизм, неомодернизм, неоклассика и другие. При этом среда, отметил архитектор, производит целостное впечатление.

«Город – это больше, чем отдельно взятые объекты. Его облик определяют не только фасады составляющих его домов, но и его структура, силуэт, водно-зеленый каркас, даже ароматы уличной еды. У этого уравнения много слагаемых. Рассматривая площадку в том или ином городе, современный архитектор обычно думает не о стилистике, а о том, как вписать новый объект в структуру города так, чтобы эта структура не нарушалась, а в идеале – стала еще совершеннее. Что значит нарушить структуру города? Ну, например, Варшава обрела в свое время сталинскую высотку, спроектированную Львом Рудневым. Красивейшее здание, но структуру города оно угробило окончательно и бесповоротно, поскольку оно слишком высокое, громоздкое – в чистом виде градостроительный волюнтаризм», — сказал Баишев.

Фото: РБК Татарстан

Казань, как и многие города России, переживала разные эпохи, отметила основатель и руководитель архитектурного бюро Bespoke Architects и галереи современного искусства ES Gallery Studios Элина Сафарова.

«Будучи студентом ДАШКи (детская архитектурно-дизайнерская школа в Казани), мне посчастливилось поучиться у мастеров, которые глубоко анализировали историю градообразования, и понять, что эта самобытность и сформировала облик той Казани, которую мы видим сейчас. Отражение истории делает город уникальным — важно, на мой взгляд, это учитывать. Иногда на тот момент, казалось бы, случайные постройки стали отличительной чертой нашего города. Единая стилистика в Казани возможна, по моему мнению, локально, она подходит под определенные районы. В целом гармоничной эстетики города можно достичь и путем смешения стилей.

Важно, кто ведет главное авторство над общей картиной: у этого эксперта или группы экспертов определенно должен быть вкус, видение и чувствование красоты, ощущения и опыт в гармоничной функциональности для человека. Хорошая цель – строить город для человека, вкусный для его восприятия, потому что невкусный стиль и визуальный опыт человек ощущает на уровне подсознания, как и невкусное блюдо. Главный «режиссер» города играет в этом ведущую роль. Благо Казани повезло», — сказала эксперт.

По словам Сафаровой, команда бюро Bespoke Architects старается проектировать и визуализировать с архитекторами то, что характеризует и отображает потребности современного человека. «Наше видение сейчас — благо не из нужды, а из мечты о прекрасном. Наш город сегодня находится на том этапе, где мы строим все лучшее для процветания из состояния достаточности. Поэтому мы и наша команда в поиске чего-то уникального, мы хотим, чтобы Казань уже смело заявляла о своей идентичности, и мы хотим своими проектами сформировать этот визуальный язык», — сказала она.

Фото: РБК Татарстан

Так, отметила основатель и руководитель архитектурного бюро Bespoke Architects, важной составляющей визуального языка являются материалы, из которых строятся объекты. По ее мнению, предпочтение следует отдавать натуральным природным материалам, которые имеют свойство красиво стареть. Если бюджет не позволяет использовать природный материал на весь объект, то нужно внедрять его, как минимум, на уровне глаз человека, идущего по улице. Важны и детали фасадов.

«Это может быть минимализм, но детали в нем есть – стыковки материалов, швы и как они между собой соединены. Мы уделяем этому много внимания. И мы видим в этом чистоту линий, очень приятную для глаз. В нашей национальной идентичности есть и очень богатые на декор примеры. И в наших проектах мы любим такие задачи, стараемся придумывать новые орнаменты через работу с камнем и, например, с кирпичом.

Мы в целом считаем, что кирпич в нашем климате — это тот локальный материал, который может быть использован самыми разными способами. Одна из целей — разработать некий образ «Казанского кирпича» с природной текстурой, возможно, более светлый по цвету. Казань ассоциируется с белым кирпичом, благодаря масштабу нашего белого, как чистый лист, Кремля. Это дает некий символизм о чистых и добрых намерениях региона, ощущение праздника, когда он отражается на солнце и даже когда пасмурно. Но кирпич может быть создан, повторюсь, не из дефицита и экономии, а из его наилучших качеств, с фактурой, приятной даже на ощупь. Через материал и опыты с ним можно построить облик города совершенно разный и не однообразный, но при этом объединяющий все стили, проекты разных архитекторов, как некое связующее. Я замечала такое в городах Европы, они очень чутко это используют, применяя свое, локальное: как материал, так и родные для места приемы и техники строительства. В Татарии есть те приемы, которые уже немного позабыты и устарели, но мы в команде любим копаться в архивах и их возрождать», — отметила Сафарова.

Эклектика во благо

По словам Шапиро, в России и по всему миру города всегда делились на две части. Первая – историческая, особая, потому что формировалась на протяжении долгого периода. Историческая часть одного города заметно отличается от такой же в другом. А вторая часть воплощена в так называемом современном интернациональном стиле. Это типовые здания, которые есть в каждом постсоветском городе.

«В конце 80-х в СССР началась эпоха постмодернизма, которая нашла отражение и в архитектуре, и в моде, в литературе. И та единая стилистика, которая прослеживалась в городах, закончила свое существование. Все с большим энтузиазмом это восприняли и бросились делать самые причудливые, самые уникальные, как им казалось, великие в мире здания. Та защита от дурака, которая существовала раньше, была снята. Ведь если архитектор проектирует в классическом стиле, то у него есть канон, есть правила, в рамках этих правил он пытается себя выразить. На сегодняшний день таких правил во многом нет, так сложилось. И в этом смысле говорить про единую стилистику сложно, такого понятия сегодня нет», — сказал партнер архитектурного бюро Wowhaus.

Фото: РБК Татарстан

Разговоры о стиле, как о некоем объединяющем начале, назвал не слишком актуальными на данный момент и соучредитель архитектурного бюро «Остоженка».

«Мы живем в эпоху победившего индивидуализма. Хорошо это или плохо – отдельный вопрос. У каждого современного архитектора, претендующего на звание мастера, свой стиль. Вообще, стиль, как писал Борис Парамонов, – это «понятие эпохи эксплуататорских обществ, французских королей и венских банкиров, вообще репрессивной цивилизации», он «противоположен и противопоставлен демократии». А у нас ведь демократия. Тут еще уместно вспомнить знаменитую максиму французского естествоиспытателя Жоржа Бюффона «стиль – это человек». Вот, индивидуализм, к которому мы пришли, – он про это», — сказал Баишев.

Архитектор рассказал, что при проектировании одного из казанских жилых комплексов специалисты бюро «Остоженка» старались максимально отойти от советских градостроительных канонов, сделать что-то яркое на этом монотонном фоне. При этом объект фактически располагался в чистом поле, а ближайшая застройка была представлена типовыми микрорайонами.

«Пространства для фантазии было немного ввиду довольно жесткой регламентации, жесткого техзадания. Мы фактически деконструировали образ дома-стены – это один из краеугольных элементов советского микрорайона: у нас секции то немного разъезжаются, то перемежаются башнями, благодаря чему пространство внутри ЖК наполнено воздухом. Результат не противоречит контексту, не спорит с ним и в то же время вполне самобытен», — рассказал соучредитель архитектурного бюро «Остоженка».

Фото: РБК Татарстан

Новая Казань

По мнению основателя и руководителя архитектурного бюро Bespoke Architects, в Казань нужно привлекать архитекторов с именем из-за рубежа и смело отдавать иностранцам проекты, даже небольшие. Это, в свою очередь, станет ценным опытом для местных архитекторов, а также вдохновит молодых специалистов на смелые новые решения.

«Разнообразие в именах, в подходах – это то, что просто просится в Казани. Очень важная миссия на сегодня, я считаю, это внедрение современного искусства в город: на фасады, в парки, на площади Казани. У нас на этом почему-то все застройщики экономят, не принимая, что это и сделает их объект особенным, привлекательным, улучшает их бизнес. Искусство порождает радость и желание созерцать. Больше искусства, больше качественных скульптур, художества нашим улицам», — считает Сафарова.

Как отметил Шапиро из Wowhaus, на сегодняшний день в Москве, Санкт-Петербурге, Казани сформировался класс требовательного потребителя, поэтому новая застройка в этих городах уже довольно осмыслена, интересна. В столице Татарстана этому способствовало в том числе наличие хорошей архитектурной школы. По словам архитектора, в районе озер Кабан застройка ведется уже единым стилистическим образом. Новая архитектура взаимодействует с окружающими домами, это так называемая контекстуальная застройка.

«Лицо города создает его историческое наследие, в том числе промышленное. И если в прежние времена чаще всего на месте промышленных сооружений возводились жилые дома и жилые районы, то теперь промышленные сооружения не разрушаются, а реставрируются и реконструируются. В Казани есть целый ряд успешных проектов, в которых старые промышленные здания не стали заменять новыми, а реконструировали их. Эта преемственность тоже поддерживает идентичность города.

Удивительный ландшафт, исторический центр, бережная и качественная новая архитектурная застройка дают возможность Казани сохранить свое лицо. И двигаться дальше во многом гораздо более успешно, чем многие другие города в нашей стране. Мне кажется, что город развивается хорошо и правильно, это развитие грамотно управляется администрацией. Казань – современный город, который становится только лучше», — сказал Шапиро.

Подпишись в Telegram РБК Татарстан

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 21 сентября
EUR ЦБ: 103,38 (+0,13)
Инвестиции, 20 сен, 17:42
Курс доллара на 21 сентября
USD ЦБ: 92,58 (-0,11)
Инвестиции, 20 сен, 17:42
Все новости Татарстан
Вильфанд рассказал о приходе бабьего лета в Центральную РоссиюОбщество, 05:08
X выполнила главное требование властей Бразилии после блокировки в странеТехнологии и медиа, 05:07
На Камчатке с бывшего замглавы города взыскали более 65 млн руб.Общество, 04:35
Регулятор решил пригрозить Маску санкциями за неявку на слушания об XТехнологии и медиа, 04:23
Politico назвала срок сокращения США контингента в ИракеПолитика, 04:08
Над Брянской областью сбили еще 16 дроновПолитика, 04:03
Картаполов рассказал о формате осеннего призываОбщество, 03:57
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Politico узнала об идее США передать Украине новые боеприпасы для F-16Политика, 03:44
В Раде заявили, что силовики требуют у операторов связи данные украинцевПолитика, 03:19
Небензя заявил об угрозе терактов с помощью бытовой техники из-за СШАПолитика, 03:17
Axios сообщил о гибели 20 командиров «Хезболлы» при ударе по БейрутуПолитика, 03:09
Сийярто заявил о скрытой торговле Европы с РоссиейПолитика, 02:53
Минобороны рассекретило архивные документы об освобождении ТаллинаПолитика, 02:45
Le Figaro рассказала, как задержание Дурова изменило политику TelegramПолитика, 02:17