Долгий путь: как в Казани будут решать проблемы общественного транспорта
Нынешняя ситуация
На сессии Казгордумы заместитель руководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров рассказал, что общественным транспортом города пользуются более трети жителей. В среднем в будние дни совершается порядка 750 тыс. поездок.
Сейчас общественный транспорт столкнулся со многими сложностями. Отрасль снова вышла на первые места в рейтинге социальных проблем города. Кадровая ситуация, финансирование отрасли, дисбаланс доходов и расходов – все это требует решения.
«Эффекта от транспортной реформы, которая была проведена в 2006-2007 годах, хватило почти на 20 лет. Довольно долго система работы общественного транспорта Казани считалась передовой на федеральном уровне. Однако сегодня запас прочности, созданный той реформой, закончился», — сказал Шакиров.
Он отметил, что сейчас выпуск автобусов на линию составляет 76%. Директор центра транспортного моделирования Высшей школы экономики Александр Чеботарев заявил, что это низкий показатель, допустимый уровень выпуска составляет порядка 90%.
В общественном транспорте Казани отмечают и инфраструктурные проблемы. Шакиров рассказал, что сегодня 70 км трамвайных путей, 82 км контактной сети, 32 км кабельных линий эксплуатируются с предельным износом. Для обновления требуется порядка 5,1 млрд руб.
«Нами подготовлен проект долгосрочной программы модернизации инфраструктуры. На сегодняшний день решение не принято, но мы очень надеемся, что оно будет найдено», — сказал он.
Общественному транспорту нужна господдержка
«Окупаемость перевозок – это достаточно утопичная история. Повышение тарифа приведет к тому, что в рейтинге социальных проблем общественный транспорт уверенно выйдет на первое место. Снижение выпуска на рейс транспортных средств также приведет к социальной напряженности», — сказал Чеботарев.
Он отметил, что с 2016 по 2021 год общая стоимость муниципальных и государственных контрактов на перевозки в Татарстане была на уровне 700 млн руб. Для сравнения, в Пермском крае она составила порядка 40 млрд.
«Инвестиции в дорожное строительство за последние 5 лет колоссально превышают субсидирование пассажирского транспорта. За это время в дороги в Казани было вложено 84 млрд руб. Субсидии на общественный транспорт – 8 млрд. При этом в Москве и Санкт-Петербурге ситуация обратная. Мы стоим в пробках на этих дорогах. Ни о каком приоритете общественного транспорта и речи быть не может», — сказал Шакиров.
Чеботарев считает, что необходимо сместить баланс капиталовложений с дорожного строительства на общественный транспорт, возможно, перейти на брутто-контракты.
Брутто-контракт – договор между заказчиком (городом) и перевозчиком на выполнение перевозок с оплатой на основе оценки транспортной работы, выраженной в значениях пробега, а иногда и времени.
Комплекс кадровых проблем
Для общественного транспорта особенно актуальна кадровая проблема. По словам Шакирова, сейчас в Казани не хватает 678 водителей и 621 кондуктора.
«В настоящее время даже в Казанском автотранспортном техникуме ведется подготовка водителей только категории B, а также C, но исключительно по заказу ДОСААФ. Одним из решений могло бы стать включение в программы среднего специального образования целевого обучения водителей по категориям C и D», — посетовал Шакиров.
Сейчас этой задачей занимаются перевозчики. Они за свой счет осуществляют переобучение водителей на категорию D.
В условиях дефицита работники общественного транспорта постоянно перерабатывают. Шакиров рассказал, что в среднем за месяц сотрудник нарабатывает порядка 220 часов при норме в 160.
Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов сообщил, что в первом полугодии 2024 года, по сравнению с тем же периодом в прошлом, средняя зарплата в транспортном комплексе выросла на 22,5% с 68,7 тыс. руб. до 84,2 тыс. В 2023 году относительно 2022 она увеличилась на 26,3%.
«Средняя зарплата водителей муниципальных предприятий Казани с учетом переработок составляет 110 тыс. руб. на автобусах, 84 тыс. на троллейбусах и 78 тыс. на трамваях. Это в разы ниже, чем у водителей грузового транспорта (200-250 тыс. руб.). Тяжелые условия труда и неконкурентная зарплата привели к оттоку кадров в другие смежные отрасли», — сказал Шакиров.
Чеботарев отметил, что помимо повышения зарплат, нужны дополнительные меры стимулирования – соцпакет, бесплатный отдых и другие бонусы. Городом было направлено обращение раису РТ о включении водителей общественного транспорта в программу социальной ипотеки.
Программа социальной ипотеки действует в республике с 2005 года. Жилье предоставляется в рассрочку на срок до 28,5 лет под 7% годовых. Участниками могут стать работники бюджетной сферы и сотрудники предприятий, частично финансирующих программу, если они нуждаются в улучшении жилищных условий, так как имеют менее 18 кв. м на человека.
По данным минстроя Татарстана, который является оператором программы, в 2024 году по соципотеке планируется ввести в эксплуатацию 56 домов площадью 161 тыс. кв. м жилья. Квартиры в них, сообщили в Госжилфонде, смогут получить 3,3 тыс. семей.
«Я полностью поддерживаю участие в социальной ипотеке водителей или других дефицитных профессий, которые мы сегодня имеем. Здесь я предлагаю этот вопрос рассчитать вместе с Госжилфондом РТ, может быть даже на каких-то льготных условиях в пределах законов», — сказал Ханифов.
Шакиров сообщил, что могут помочь мотивационные выплаты водителям для привлечения в организацию, которые уже используются в других регионах. Например, в Челябинске она составляет 500 тыс. руб. при учете, что сотрудник отработает 2 года и не допустит ДТП.
Пути решения
Одной из мер, которую применили в Казани для улучшения общей ситуации, стала оптимизация сети общественного транспорта. Были изменены 10 автобусных маршрутов, еще 2 – отменили.
«Изменение маршрутов привело к снижению выпуска подвижного состава на 60 единиц, высвободились 120 водителей. Но это решение не порадовало жителей, качество их жизни ухудшилось», — сказал Шакиров.
Согласно исследованиям ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (Москва), которое разрабатывало казанскую маршрутную сеть, пересадками в городе пользуются 20% пассажиров. После изменения схемы этот показатель может достичь 30%.
Чеботарев отметил, что одной из главных задач является развитие электротранспорта. Например, в Казани далеко не полностью реализованы резервы трамвайной сети.
«Это и низкая доля в составе перевозок, недостаточное использование депо, и маршрутная сеть, сформированная таким образом, что по большому счету отсутствуют подъезды к центру города», — сказал он.
Для развития необходимо увеличение доходов. Шакиров рассказал, что в Казани в последние годы работают над внедрением бескондукторной системой оплаты проезда. Это дало серьезную экономию, но нужно усилить борьбу с безбилетниками. Сейчас штраф за такой проезд составляет 300 руб. По примеру других городов России, эту сумму нужно увеличить до 2,5 тыс.
Ханифов заявил, что общественный транспорт Казани выходит на стабильный график по обновлению. В этом году для города приобретут 157 автобусов за 2,7 млрд руб. и 39 троллейбусов за 1 млрд руб.
Еще одной проблемой является удорожание стоимости подвижного состава и запчастей. По словам Ханифова, в последние годы увеличение цены намного опережает рост инфляции. В этом направлении миндортранс РТ работает с минпромторгом по регулированию предельной стоимости или увеличения конкуренции.
Что касается кадров, переработок и других подобных вопросов, решением могут стать цифровые платформы. «Они помогут нам высчитывать необходимые субсидии. Больше рутинной работы нужно перекладывать на автоматизацию. Данные с телематического оборудования (система ГЛОНАСС, видеокамеры, валидаторы и прочее) – подтвержденная выручка, пассажиропоток, трафик нам позволят обеспечить безубыточность за счет изменения или дробления маршрутов, изменения вместимости общественного транспорта. После чего будет сделан вывод, какова должна быть величина субсидий», — сказал Ханифов.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан