В усадьбе Багаутдиновой – Апанаевой предложили создать арт-резиденцию
Основатель архитектурного бюро «Рождественка» Нарине Тютчева рассказала, что в усадьбе Б-Ф. Я. Багаутдиновой (Марджани) – Б-Х. Апанаевой по ул. Ш. Марджани, 44 предлагается разместить арт-резиденцию «с множеством сценариев использования».
«Это и общественно-музейная площадка в той части дома, которая выходит на набережную озера Кабан. Это и несколько номеров или мест для проведения различных воркшопов, в глубине двора – баня, оранжерея, сад. Все эти помещения могут работать, как единый комплекс, поскольку есть связующая галерея, так и по отдельности, что создавало многообразие сценариев и превращало объект в экономически эффективный проект. Мы сопоставили его по размерам и функциям с проектом «Рихтер» в Москве (культурное пространство, независимая арт-площадка в особняке XIX века на Пятницкой улице, 42 – РБК Татарстан)», — рассказала основатель бюро «Рождественка» на архитектурно-строительном форуме «Казаныш».
Сейчас реализация проекта, по словам Тютчевой, приостановлена «в результате разных событий». Однако в здании успели провести противоаварийные работы, что позволило остановить его разрушение.
Благодаря архивным данным, отметила она, архитекторам удалось реконструировать облик усадьбы при Апанаевых. Помимо документов, были сделаны дополнения в виде связующих галерей. «Поскольку на них, видимо, никакой документации не предполагалось», — заметила Тютчева.
Она сообщила, что по результатам проведенного в Казани в 2018 году воркшопа был разработан мастер-план развития территории набережной озера Нижний Кабан со стороны Старо-Татарской слободы. Дом Б-Ф. Я. Багаутдиновой (Марджани) – Б-Х. Апанаевой, который пострадал в результате пожара в 2017 году, тогда обрел новых владельцев.
Архитектор рассказала, что дом приобрел для своей супруги в подарок татарский просветитель Шигабутдин Марджани, а после ее смерти в нем проживала старшая дочь Марджани, которая вышла замуж за мецената Габдуллу Апанаеву. По ее словам, дом неоднократно перестраивался, но владелица для каждой перестройки заказывала проект, и в результате современные специалисты получили документальные свидетельства трансформаций объекта. Сейчас дом является объектом культурного наследия регионального значения.
По словам Тютчевой, основе проекта, подготовленного для дома Багаутдиновой – Апанаевой, лежит исследование истории татарской культуры и застройки, в частности, татарских усадеб. Архитекторы ознакомились с материалами, чтобы узнать, как выглядел дом до пожара, и улица в то время, когда в доме жили его владельцы.
Архитектор отметила, что, несмотря на большой объем реставрационных работ в Старо-Татарской слободе, не была восстановлена, как единый комплекс, ни одна татарская усадьба.
«Поначалу татарские усадьбы представляли собой протяженные вглубь домовладения, фасадная часть была более дорогой и формировала линию набережной озера, а в глубине, помимо хозяйственных построек, располагались сады. С повышением коммерческой активности территории сады начали замещаться доходной застройкой. Мы выяснили очень важную для нас вещь: оказывается, татарский дом представлял собой такую двойную историю. Внешне это был образцовый традиционный дом по петербургскому проекту, лишь некоторые орнаменты говорили о том, что все-таки дом – татарский. По особому были устроены входы – их было всегда два. Очень важно, что первый каменный этаж считался «европейским», где владельцы старались демонстрировать приверженность европейской культуре. А второй этаж, как правило, женский, куда всегда вел отдельный вход, хранил атрибуты национальной культуры», — рассказала Тютчева.
По ее словам, без комплексного восстановления усадеб, включающего замкнутый двор, говорить о сохранении татарского историко-архитектурного наследия Казани не приходится. «Мы очень надеемся, что проект будет расконсервирован и завершен», — подчеркнула Тютчева.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан